новость На фоне космоса снимается семейство

Получен первый групповой портрет экзопланет
14.11.2008
Фото с сайта http://www.nature.com/news/2008/081113/full/news.2008.1224.html

Ученые сумели получить первые групповые снимки планет, расположенных вне Солнечной системы. При этом первая группа астрономов использовала крупнейшие наземные телескопы "Кек" (Keck) и "Джемини" (Gemini), установленные на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа на Гавайских островах и способные работать в инфракрасном диапазоне. Эта группа сумела получить фотографии трех объектов, каждый из которых в 5-13 раз превышает массу Юпитера, на орбите возле звезды HR 8799, находящейся на расстоянии около 130 световых лет от нас в созвездии Пегаса. Другая группа использовала космический телескоп NASA "Хаббл" (Hubble Space Telescope), который сфотографировал вероятную планету, масса которой не превышает массу трех юпитеров. Она находится возле Фомальгаута - крупной звезды, расположенной всего в 25 световых годах от Земли в созвездии Южной Рыбы (Piscis Austrinus), - и совершает один оборот по орбите за 872 земных года. Этот объект расположен в 119 раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, и находится у самой кромки обширного пылевого диска (во внутренней его части).

Астрономы занимались поисками прямых свидетельств существования экстрасолнечных планет на протяжении десятков лет. Ведь из более чем трех сотен экзопланет, обнаруженных к настоящему времени косвенными методами (по гравитационному воздействию на родительскую звезду, прохождениям по ее диску и т.д.), лишь считанные единицы были реально сфотографированы, причем сомнения в том, что на таких снимках запечатлены именно планеты, а не коричневые карлики или же фоновые звезды, у специалистов остаются до сих пор. Если планетная природа объектов, обнаруженных двумя вышеупомянутыми группами ученых, подтвердится, то речь можно будет вести не только о первых снимках экстрасолнечных планет, но также и о первых прямых наблюдениях мультипланетных систем и планет у края пылевого диска.

14.11.2008