статья Поиск экстрасолнечных океанов

Максим Борисов, 29.04.2008

Изображение с сайта www.spaceflightnow.com Пока у землян еще нет таких телескопов, которые могли бы обнаружить у других звезд планеты, сопоставимые по своим размерам с нашей. Однако астрономы уверены в том, что в ближайшие десять-двадцать лет подобные экзопланеты они научатся отыскивать. И вот теперь американские исследователи из Университета штата Пенсильвания (Pennsylvania State University - Penn State) и Гавайского университета (University of Hawaii) задумались над важным, на их взгляд, вопросом: каким образом можно отличить планету, покрытую океаном, от планеты, покрытой одними лишь пустынями (соответствующая онлайновая публикация - в журнале Icarus).

Кое-какую информацию на этот счет удалось добыть без дополнительных затрат. В ходе полетов автоматических межпланетных станций Европейского космического агентства (ESA) "Марс-Экспресс" (Mars Express) и "Венера-Экспресс" (Venus Express) в определенные моменты времени их камеры направлялись назад - для того, чтобы оценить, как выглядят земные океаны с большого расстояния в те моменты, когда наша планета находится в разных фазах (по-разному освещена солнцем).

Для того, чтобы на какой-либо планете могли существовать известные нам формы жизни, там должно быть не слишком жарко и не слишком холодно (так, чтобы на поверхности могла существовать вода в жидком виде). Причем благоприятные для появления жизни условия должны сохраняться достаточно длительное время (миллионы лет). В настоящий момент о потенциальной обитаемости той или иной планеты ученые могут судить лишь по расстоянию, которое отделяет ее от родительской звезды. При этом спектральный анализ отраженного от планеты звездного света может, в принципе, показать присутствие молекул воды в атмосфере, однако этого еще недостаточно для того, чтобы говорить о наличии там океанов. Дарен Уильямс (Darren M. Williams) из Университета штата Пенсильвания и Эрик Гэйдос (Eric Gaidos) из Гавайского университета для идентификации планетных океанов развили принципиально новый математический метод.

Так, планета, подобная Венере, окруженная чрезвычайно плотной атмосферой, рассеивает солнечный свет равномерно во всех направлениях. При наблюдениях венерианских фаз нет никаких неожиданностей: ярче всего планета выглядит тогда, когда полностью освещен весь ее диск, ну а узкий полумесяц будет давать минимальный свет. Однако с планетой, содержащей океаны, все не так просто. Когда ее диск освещен полностью, вода выглядит темнее, чем грязь и твердая поверхность, а когда виден ровно полумесяц, то он очень ярко светится, поскольку звездный свет отражается от водной глади.

Как пояснил Уильямс, требуется проводить наблюдения за такими планетами на протяжении длительного времени. Планеты отражают лишь миллионную или же даже одну десятимиллионную часть излучения своего солнца. Чтобы уловить достаточное количество света от планеты и разглядеть ее, потребуются не только мощные телескопы, но и недели наблюдений. Если при этом планета вращается очень медленно, различные ее стороны успеют пройти перед взором наблюдателя.

И вот в результате всего этого анализ кривой интенсивности света, отражаемого от планеты (по мере вращения ее вокруг родительской звезды), должен показать, имеет ли планета океаны, состоящие из жидкости... При этом если объект находится в пределах так называемой обитаемой зоны и имеет подходящий размер, то жидкость, покрывающая его поверхность, с большой вероятностью должна оказаться водой.

Plan To Identify Watery Earth-like Planets Develops - ScienceDaily