статья Супермыши открывают путь к сверхчеловеку

Максим Борисов, 02.11.2007
Парвин Хакими (слева) и Ричард Хэнсон в лаборатории. Фото Case Western Reserve University с сайта news.zdnet.com

Американские генетики вывели новую генетически модифицированную породу "супермышей" (обозначаемых как PEPCK-Cmus mice), которые способны пробегать пять-шесть километров со скоростью 20 метров в минуту и без устали заниматься физическими упражнениями в течение шести часов подряд (см. соответствующий ролик на сайте blog.case.edu).

"Метаболически они подобны велогонщику Лэнсу Армстронгу (Lance Armstrong), преодолевающему на велосипеде Пиренеи [Лэнс Армстронг - это живая легенда, он семь раз подряд, с 1999 по 2005 год, выигрывал "Тур де Франс"]. Для производства энергии данные мыши используют главным образом жирные кислоты и выделяют при этом очень небольшое количество молочной кислоты [при повышении концентрации которой в крови появляется усталость]", - поясняет Ричард Хэнсон (Richard W. Hanson), занимающий позицию профессора биохимии, учрежденную в честь Леонарда и Джины Скеггс (Leonard and Jean Skeggs Professor) в Университете западного резервного района (Case Western Reserve University) в Кливленде (штат Огайо). Хэнсон - один из авторов статьи "Over Expression of the Cytosolic Form of Phosphoenolpyruvate Carboxykinase (GTP) in Skeletal Muscle Repatterns Energy Metabolism in the Mouse" об этом исследовании, опубликованной в Journal of Biological Chemistry.

Супермыши съедают на 60 процентов больше пищи, чем мыши из контрольной группы, при этом они не жиреют, остаются чрезвычайно активными и агрессивными, а период их половой жизни и способность к размножению потрясают воображение. Некоторые самки PEPCK-Cmus имели потомство в возрасте 2,5 года, тогда как большинство обычных мышей не способны на это уже после года жизни. Хэнсон считает, что ключ ко всем этим необычным способностям лежит в перестройке энергетического метаболизма - чрезмерной экспрессии гена, отвечающего за производство фермента phosphoenolypyruvate carboxykinases (PEPCK-C, фосфоенолпируват-карбоксикиназы).

Еще один, заглавный соавтор статьи Парвин Хакими (Parvin Hakimi), работающая в лаборатории Хэнсона, занималась развитием этой новой линии мышей PEKCK-C пять последних лет, посвятив себя изучению метаболических и физиологических функций PEPCK-C в скелетных мышцах и жировой ткани животных. Общее число выведенных трансгенных мышей теперь уже достигло полутысячи (надо думать, если такие мыши вырвутся на свободу, то последствия будут непредсказуемыми).

Изменения в физических возможностях и поведении модифицированных мышей стали для ученых полной неожиданностью. Обычно приходится делать анализы крови, чтобы установить, возымела ли модификация генов какие-либо последствия, но эти мыши заметно отличались от обычных еще в раннем возрасте. "Мы могли легко опознавать их, когда им было по несколько недель отроду, - сказал профессор Хэнсон. - Они скакали по клетке, точно жареный попкорн. Мы подсчитали, что они ведут себя в 10 раз активнее, чем обычные мыши".

Исследователи подчеркивают, что они вовсе не ставят перед собой цель усовершенствовать человеческий геном. Однако признают, что полученные ими данные могут в дальнейшем сыграть важную роль не только в деле разработки новых лекарств, но и при "наращивании" природных способностей спортсменов. "У нас, людей, есть точно такой же ген, - говорит Хэнсон. - Но над людьми так экспериментировать не станешь. Это абсолютно неэтично. Мы не считаем, что модель, опробованная на мышах, является адекватной моделью для генной терапии человека. Сегодня невозможно внедрять гены в мышцы скелета человека, и было бы неэтично даже пытаться это делать". Впрочем, Хэнсон признает, что вероятность злоупотребления такими препаратами среди спортсменов в будущем нельзя исключить.

Case Western Reserve Researchers Breed a Mighty Mouse - Case Western Reserve University - News & Information