новость Британцы прочтут неразворачиваемые кумранские рукописи

14.09.2007

Свитки Мертвого моря. Фото с сайта www.ibiblio.org

Британские ученые приступили к реализации уникального проекта по прочтению неизученной пока части знаменитых свитков Мертвого моря, возраст которых достигает 2 тысяч лет. Эти свитки, обнаруженные в 1947 году, были написаны во времена зарождения христианства (представителями секты ессеев) и проливают новый свет на историю самой распространенной религии Земли.

Часть найденных пергаментов (а их общее число достигает восьми с половиной сотен), была уже развернута и прочитана учеными. Однако значительное количество этих рукописей так и не было расшифровано из-за предельной ветхости материала - при развертывании пергамент может просто рассыпаться.

С древности чернила изготавливались из так называемых чернильных орешков (галлов) - наростов на листьях или побегах дуба и некоторых других деревьев, образующихся в результате повреждения их галлообразующими насекомыми из рода Cynips. Галлы содержат таннин и галловую кислоту и способны повреждать пергамент (выделанную шкуру животных - коров, коз, овец), включающий белок соединительной ткани - коллаген (происходит превращение пергамента в хрупкий желатин - продукт денатурации коллагена).

Теперь группа ученых из Кардиффского университета (University of Cardiff) решила попытаться прочесть оставшиеся свитки с помощью специального оборудования и источника синхротронного рентгеновского излучения от ускорителя Diamond. Сверхяркие рентгеновские лучи могут свободно проникать сквозь молекулярную структуру пергамента, но задерживаются на вкраплениях железа в чернилах. Специальная программа на основе получаемых данных определяет наличие на каждом уровне неразвернутого свитка надписей, в результате чего воссоздается невидимый ранее текст.

Компьютерную программу, позволяющую обрабатывать послойные изображения манускриптов и создавать на их основе трехмерные модели, разработал вместе со своими коллегами профессор Тим Уэсс (Tim Wess). О своей разработке исследователи рассказали на недавнем фестивале Британской ассоциации развития науки (British Association for the Advancement of Science).

'Super-scope' to see hidden texts