новость В поисках пятого измерения астрономы обратились к кварковым звездам

25.06.2007
Так художник представляет себе двойную систему Cygnus X-1. Изображение NASA / Honeywell Max-Q Digital Group / Dana Berry с сайта www.esa.int

Если Вселенная помимо всем нам известных четырех измерений (три пространственных плюс одно временное) обладает еще скрытыми, так называемыми компактифицированными измерениями (т.е. свернутыми в крошечные "пузыри"; доказательство наличия скрытых измерений чрезвычайно важно, например, для теории струн), то, возможно, искать их следует не только с помощью мощных ускорителей частиц, стоящих миллиарды долларов, но и среди экзотичных космических объектов, служащих своего рода естественными бесплатными лабораториями. По крайней мере так считают Гергей Габор Барнафёльди (Gergely Gabor Barnaföldi) и его коллеги из венгерского Научно-исследовательского института ядерной физики, расположенного в Будапеште (соответствующая статья вскоре появится в немецком научном журнале Astronomische Nachrichten - "Астрономические вести", а пока с ней можно ознакомиться на сайте электронных препринтов arXiv.org). Венгерские исследователи предлагают поискать проявления дополнительных измерений в областях с экстремальной гравитацией вблизи сверхплотных квазизвездных объектов. Интересно, что помимо поиска скрытых измерений подобные исследования могут также помочь разгадать загадку 25-летней давности, связанную с рождением таинственных частиц, дошедших до нас из отдаленной звездной системы.

Группа Барнафёлди проанализировала данные, связанные с двойной системой - "микроквазаром" Лебедь X-3 (Cygnus X-3), в которой нормальная звезда (гигант типа Вольфа-Райе) имеет невидимого партнера, который считается нейтронной звездой (соответственно, 15 и 3 солнечные массы). Экстремальное гравитационное поле должно помочь выявить дополнительные измерения, которые влияют на поведение вещества. Кроме того, эта система посылает к Земле частицы ультравысоких энергий, рождение которых также может быть объяснено проявлением дополнительных измерений. Астрономы считают, что именно эти нейтральные долгоживущие высокоэнергетические частицы, называемые, в частности, "сигнетами" ("cygnets"), достигая атмосферы нашей планеты, порождают спорадические атмосферные ливни из мюонов (и нейтрино), которые с 1981 году вызвали срабатывание подземных датчиков SOUDAN, NUSEX и SOUDAN2 (направление прихода этих вторичных мюонов позволило восстановить координаты точки на небесной сфере, откуда прибыли их прародители - это и оказался Лебедь X-3). Позже было найдено еще несколько подобных источников - Геркулес X-1, Скорпион X-1, 4U0115 63 и 1E2259 586.

До сих пор сигнеты оставались загадкой, изрядно мучившей космиков - не нашлось никаких подходящих известных нам частиц, которые могли бы преодолеть 37 тысяч световых лет (от Cygnus X-3) и при этом не распасться. Некоторые астрофизики предполагали, что сверхдолговечные сигнеты способны порождаться кварковыми звездами - гипотетическими объектами, которые формируются из коллапсирующих (сжимающихся) нейтронных звезд. Если бы такие кварковые звезды содержали большое количество так называемых "странных" кварков (s-кварков), то они могли бы в принципе излучать в окружающее пространство долговечные сигнеты. Проблема, однако, состоит в том, что слишком большое количество странных кварков заставило бы такую "звезду" сколлапсировать в черную дыру (приходилось полагаться на то, что этому коллапсу способно воспрепятствовать чрезвычайно быстрое вращение пульсара).

Если верить расчетам группы Барнафёлди, то необходимую стабильность можно было бы обеспечить с помощью пятого измерения, скатанного в крошечное "кольцо". В обычных условиях это вот самое пятое измерение никак не затрагивает вещество, однако в условиях экстремальной гравитации, царящей в Cygnus X-3, все это может заставлять другие типы кварков вести себя как "странные" кварки. "Если бы мы могли наблюдать эти кварки, то мы бы увидели, что они движутся по нашим трем измерениям более медленно, чем ожидается, потому что в то же самое время они должны еще кружиться в этом невидимом изогнутом дополнительном измерении, - говорит Питер Левай (Peter Lévai), который также участвовал в этих исследованиях. - По сути дела они ведут себя как странные кварки".

Все вышесказанное представляет собой не более, чем смелую гипотезу, к тому же специалисты в рассуждениях венгерской группы находят массу непростительных натяжек. Тем не менее, нельзя не признать, что в наших знаниях о поведении вещества в экстремальных условиях пока еще встречается столько пробелов, что даже самые фантастические предположения порой имеют право на существование и звучат даже со страниц научных изданий.

Astronomers look to quark stars for a fifth dimension - New Scientist