статья Астрономы провели зондирование черной дыры

Максим Борисов, 14.04.2007

NGC 1365 в видимом свете и в рентгеновских лучах. Условные цвета соответствуют: пурпурный (фиолетовый) - 0,2-1 килоэлектрон-вольт, желтый - 1-2 кэВ, голубой - 2-7 кэВ. Рентгеновский диапазон: NASA/CXC/CfA/INAF/Risaliti. Оптический диапазон: ESO/VLT. С сайта chandra.harvard.edu

Быстро движущееся газовое облако позволило астрономам "прозондировать" ближайшие окрестности сверхмассивной черной дыры и узнать, какие именно структуры способны порождать мощные потоки рентгеновского излучения и другой радиации.

Крупная черная дыра таится в самом центре спиральной галактики с "перемычкой" NGC 1365, находящейся от нас на расстоянии порядка 60 миллионов световых лет (в небольшом созвездии южного полушария неба Печь). NGC 1365 содержит так называемое активное галактическое ядро (active galactic nucleus - AGN). Эта галактика - относительно близкий к нам пример подобного образования из числа ярчайших объектов во всей Вселенной. Согласно современным теориям, именно сверхмассивные черные дыры являются источником повышенной активности галактических центров. Полагают, что чудовищная гравитация черной дыры притягивает окружающий газ, который устремляется к ней по спирали, вливаясь в общий аккреционный диск, вращающийся с большой скоростью. Трение между отдельными частицами материи в аккреционном диске приводит к разогреву до столь высоких температур, что вся эта структура начинает испускать не только видимый свет, но и ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. Причем из теории следует, что основная часть потока рентгеновского излучения, улавливаемого земными приборами, должна прибывать к нам из самой горячей внутренней части аккреционного диска, расположенной ближе всего к черной дыре.

Нужно отметить, что эта область довольно компактна, и ее с помощью современных технологий непосредственным образом разглядеть нельзя, и только удачное стечение обстоятельств помогло группе американских астрономов, возглавляемой Гвидо Ризалити (Guido Risaliti) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA) Гарвардского университета (Harvard University, Кембридж, штат Массачусетс) и Астрофизической обсерватории Арчетри (Osservatorio Astrofisico di Arcetri) во Флоренции (при итальянском Национальном астрофизическом институте - Istituto Nazionale di Astrofisica - INAF), увеличить масштаб этого изображения "по крайней мере в миллион раз" (по словам Ризалити) по сравнению с любым оптическим земным телескопом (планируется публикация в Astrophysical Journal).

При изучении данных, полученных в апреле 2006 года от космической обсерватории "Чандра" (Chandra), работающей в рентгеновском диапазоне, исследователи обнаружили резкое "переключение" сигнала, поступавшего из района NGC 1365. Согласно проведенному анализу, причиной необычного явления послужило облако газа, выходящее на орбиту вокруг черной дыры и оказавшееся в какой-то момент на той умозрительной линии, что соединяет этот объект и земных наблюдателей (облако прошло на расстоянии 0,01 светового года от "монстра"). На какое-то время облако блокировало поступающее к нам из ближайших окрестностей черной дыры рентгеновское излучение (соответствующую мультипликацию затмения облаком части аккреционного диска можно посмотреть по данному адресу - там есть ссылки на файлы в формате QuickTime и MPEG, NASA/CXC/M.Weiss).

Наблюдаемое событие длилось всего около двух дней (из двух недель, во время которых было проведено шесть сеансов наблюдений), и поэтому угловые размеры источника рентгеновского излучения должны быть невелики. Вычисления показывают, что поперечник исследуемого объекта (испускающего рентгеновские лучи) не может превышать миллиарда километров (то есть семи астрономических единиц - расстояний от Земли до Солнца) - при этом он примерно в десять раз превосходит диаметр "горизонта событий" черной дыры (горизонт событий - это граница коллапсара, область, из которой не в силах выбраться ни свет, ни материальное тело) и в два миллиарда раз уступает размерам самой галактики. Через сотню лет ультрагорячий газ (нагретый до миллионов градусов), наблюдаемый теперь в рентгеновском диапазоне, сам неизбежно окажется за границей горизонта событий и тогда он перестанет быть нам виден.

На иллюстрации вверху:
NGC 1365 в видимом свете и в рентгеновских лучах (врезка справа внизу). Условные цвета соответствуют: пурпурный (фиолетовый) - 0,2-1 килоэлектрон-вольт, желтый - 1-2 кэВ, голубой - 2-7 кэВ. Рентгеновский диапазон: NASA/CXC/CfA/INAF/Risaliti. Оптический диапазон: ESO/VLT. С сайта chandra.harvard.edu

Chandra Sees Remarkable Eclipse of Black Hole - CXC Release
NGC 1365: Chandra Sees Remarkable Eclipse of Black Hole - Photo Album