статья Магеллановы облака получили вольную

Максим Борисов, 10.01.2007
Большое Магелланово облако. Фото с сайта www.cfa.harvard.edu

Два самых известных компаньона Млечного пути - Большое и Малое Магеллановы облака (которые видны только в южном полушарии Земли) - могут быть признаны вовсе не крупнейшими спутниками нашей Галактики, а просто совершенно случайными "прохожими", оказавшимися поблизости в нашу эпоху. В результате новых исследований выяснилось, что они движутся необычайно быстро, и Галактика их просто не сможет удержать... Альтернатива же состоит в том, что количество темного вещества в Млечном пути должно вдвое превысить прежние оценки.

Американские астрономы из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA) в Кембридже (штат Массачусетс) и Научного института космических телескопов (Space Telescope Science Institute - STScI) в Балтиморе (штат Мэриленд) путем сравнения изображений, полученных космическим телескопом "Хаббл" (Hubble) на протяжении двух лет, постарались как можно точнее измерить сдвиги Магеллановых облаков и вычислить таким образом их скорости. Результаты были представлены во вторник на 209-й встрече Американского астрономического общества в Сиэтле (American Astronomical Society national meeting in Seattle, 3-10 января 2007 г.).

Конечно, за два года галактики-компаньоны на фотоснимках сместились лишь на очень незначительное расстояние. Обнаружить эти сдвиги можно только после сложения каждой пары снимков и сличения положений фоновых квазаров - то есть ярких удаленных объектов (ядер галактик, питаемых сверхмассивными черными дырами, которые потребляют окружающий газ), что находятся в миллиардах световых лет от Земли. Астрономы использовали эту информацию, чтобы вычислить истинные скорости "облаков" в трехмерном пространстве (не ограничиваясь уже давно известными радиальными скоростями). Полученные значения - 378 километров в секунду для Большого и 302 км/с для Малого Магеллановых облаков соответственно.

Если бы эти две галактики находились на замкнутой орбите (в чем и теперь убеждены многие астрономы), то значения их скоростей должны были получиться заметно меньшими - порядка 250 км/с. "Я действительно не ожидала, что они движутся так быстро", - говорит один из авторов исследования из CfA Нитья Колливаялил (Nitya Kallivayalil). Скорости Магеллановых облаков относительно друг друга также удивительно высоки. Это поможет объяснить, почему они до сих пор не слились в одну-единственную галактику.

Если Магеллановы облака никак не связаны с Млечным путем, то становится необъяснимым присутствие так называемого Магелланова потока - то есть рукава из нейтрального водорода, который тянется позади Магеллановой системы и завивается вокруг Галактики, занимая свыше четверти ночного неба. "Поток подразумевает наличие связанной с ним орбиты", - считает Мартин Вайнберг (Martin Weinberg) из Массачусетского университета (University of Massachusetts).

Альтернативное объяснение может состоять в том, что астрономы до сих пор неправильно оценивали количество содержащегося в Млечном пути темного вещества - то есть его на самом деле гораздо больше, примерно в два раза. И еще одно - более замысловатое - объяснение: распределение темного вещества в пределах Млечного пути в принципе может обладать ярко выраженной асимметрией, и тогда Магеллановы облака просто "проваливаются" в локальные гравитационные ямы.

Если же все подобные модели окажутся неудачными, то придется-таки выдать бывшим спутникам "вольную", то есть признать, что они никак с нашей Галактикой не связаны... В таком случае земным наблюдателям останется приблизительно 3 миллиарда лет на то, чтобы вдосталь налюбоваться этими красочными пришельцами прежде, чем они совсем скроются из вида.

Magellanic Clouds May Be Just Passing Through - Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - Press Release