статья Загадочная звездная вспышка 2002 года остается необъясненной

Максим Борисов, 31.10.2006
V838 из созвездия Единорога. Последний снимок, полученный с "Хаббла" 9 сентября. Фото NASA/ESA/H Bond/STScI с сайта New Scientist

Таинственный катаклизм, потрясший несколько лет назад звезду V838 из созвездия Единорога (V838 Monocerotis или кратко V838 Mon), до сих пор остается для астрономов загадкой. "Извержение" до той поры ничем не примечательного объекта, находящегося от нас на расстоянии около 20 тысяч световых лет (5,9 килопарсека), на какое-то время превратило его в одну из самых ярких звезд всего Млечного пути (мощность излучения в 600 тысяч раз превысила солнечную). Свежее исследование на эту тему, выполненное турецкими и американскими астрономами (в январе 2007 года оно будет опубликовано в "Астрономическом журнале" (Astronomical Journal - AJ), но уже теперь доступно на сайте препринтов arXiv.org), выводит на передний план гипотезу, согласно которой наблюдаемые вспышки - это результат довольно редкого события - столкновения двух звезд, однако завеса таинственности, витающая над всем этим происшествием, окончательно рассеиваться так и не желает...

Известно, что звезда V838 Mon резко повысила свой блеск в январе 2002 года. Поначалу астрономы не усмотрели в этом ничего необычного - им казалось, что дело заурядное: типичный термоядерный взрыв на поверхности мертвой звезды, именуемой (из-за своей компактности) белым карликом. Действительно, в двойной системе белый карлик может время от времени захватывать вещество своего более "рыхлого" звездного компаньона и использовать полученную материю для того, чтобы кратковременно "напоминать о себе" окружающему миру. Скопления водорода, полученные с "нормальной" звезды, спонтанно взрываются на белом карлике (термоядерный синтез), превращаясь при этом в гелий - получается что-то вроде колоссальной водородной бомбы. Это и есть nova, то есть классическая "новая звезда".

Однако затем удалось выяснить, что исследуемая звезда при взрыве не сбрасывала свои внешние слои, да к тому же так и не выставила, как положено, всем напоказ свое горячее ядро. В отличие от обычной новы она просто очень сильно расширилась, чтобы оставаться при этом сравнительно "прохладным", но очень ярким сверхгигантом. Получалось, что среди звезд объявился по крайней мере еще один доселе невиданный тип вспышки, в результате которой звезда очень быстро расширяется до гигантских размеров, но не взрывается в обычном смысле этого слова.

А была ли вообще V838 Mon до вспышки белым карликом? Вышеописанные катаклизмы на белом карлике - это события единичные, а V838 Mon разгоралась и разгоралась с новой силой, а затем вновь успокаивалась - и так три раза на протяжении нескольких недель. Ну а когда ученые наконец смогли разглядеть в свои телескопы "новую" звезду, то она представилась им скорее прохладным гигантам, а не компактным и горячим белым карликом. Таким образом, хотя на первом этапе и восторжествовало заключение, согласно которому причиной вспышки стал белый карлик, повторно зажегший на своей поверхности ядерные реакции, вследствие этого расширившийся и превратившийся на время в гиганта, со временем оно стало вызывать все большие сомнения.

Турецкий астроном Мелик Афсар (Melike Afsar), работающий в Университете Эге (Ege Üniversitesi, Измир), и американец Говард Бонд (Howard Bond) из Научного института космических телескопов (Space Telescope Science Institute - STScI) в Балтиморе (штат Мэриленд) воспользовались полутораметровым телескопом SMARTS, установленным в Чили, для того, чтобы провести изучение спектральных и яркостных характеристик звезд в окрестностях V838 Mon. Удалось отыскать троицу звезд, которые, по всей видимости, принадлежат к тому же самому скоплению, что и V838 Mon (скопление оказалось довольно разреженным). Все они заметно превосходят наше Солнце по массе (в пять-семь раз), но зато разительно уступают ему по возрасту - речь идет не более чем о 25 миллионах лет.

Таким образом выясняется, что V838 Единорога - это член молодого звездного сообщества, которое уже в силу своего недавнего рождения (недавнего - это, конечно, по меркам звезд) просто не может содержать белых карликов - продукта длительной звездной эволюции. Белому карлику потребовался бы по крайней мере миллиард лет для того, чтобы сформироваться в подобном кластере. А если это не белый карлик, то приходится обращаться к альтернативным гипотезам. Выходит, мы имеем дело с обычной звездой главной последовательности, у которой сравнительно мало возможностей внезапно вспыхнуть. Катаклизм можно объяснить тем, что "странная" звезда могла просто проглотить ряд своих планет (соответствующих ряду вспышек) или другую звезду - и тем самым получить дополнительное "горючее" (событие в общем-то маловероятное, но возможное). Бонд склоняется именно к "ударному" сценарию, о чем он и заявил в интервью, данном журналистам New Scientist.

Самнер Старрфилд (Sumner Starrfield) из американского Университета штата Аризона (Arizona State University) согласен с тем, что вспышку вещества, перетекавшего с компаньона на белый карлик, теперь можно уже исключить. Однако он выражает также определенный скепсис и в отношении "ударной" теории.

Фото NASA, ESA и Howard Bond

Дело в том, что когда свет от звездной вспышки отправился в космос, он осветил газопылевые облака, окружающие звезду, создав тем самым своеобразное "световое эхо", ореолом окружившее V838 Mon (см. последовательный ряд фотографий выше). Поскольку свет от вспышки продолжал двигаться и отражаться от пыли, окружающей звезду, прежде чем отправиться к Земле, наблюдалось такое непрерывно увеличивающееся гало. То есть из-за этого дополнительного пути свет от пыли достигал нас только спустя месяцы после того, как мы видели саму вспышку. Обилие материала, окружающего вспыхнувшую звезду, говорит о том, что наблюдаемому событию предшествовали еще какие-то неведомые нам катаклизмы, породившие эти образования. Значит, столкновение с другой звездой тоже не объясняет всех странностей - ведь это событие явно "одноразовое" и не может повториться. Сценарий с последовательным "проглатыванием" целого ряда планет кажется сомнительным потому, что тогда необходимы сразу три планеты, чтобы объяснить три пика усиления светимости, отмеченных в 2002 году, и еще больше планет потребуется для того, чтобы объяснить появление окружающего звезду материала - и звезда превращается прямо-таки в рекордсмена-планетоглотателя.

Старрфилд уверен в том, что объяснение причины катаклизма со временем будет найдено среди моделей, которые пока еще всерьез никем не рассматривались...