статья Тайна рождения звездных монстров

Максим Борисов, 27.04.2006

Область ISOSS J18364-0221 содержит два плотных ядра, в каждом из которых материи достаточно для образования по крайней мере одной массивной звезды. Фоновое изображение было получено с помощью 3,5-метрового телескопа Calar Altar в октябре 2003 года и июне 2004 года. Белые контуры очерчивают места скопления холодной пыли - эта информация получена на Телескопе Джеймса Клерка Максвелла в мае 2003 года. Изображение: Birkmann/Krause/Lemke (MPIA) с сайта ESA

С помощью данных, полученных несколько лет назад Инфракрасной космической обсерваторией (ISO - Infrared Space Observatory, ныне уже не работающей) Европейского космического агентства (ESA), астрономы сумели приоткрыть завесу тайны, окружающей рождение самых монструозных гигантских звезд, что сияют в сотню тысяч раз ярче нашего Солнца. В результате этих исследований ученые надеются, в частности, получить ответ на вопрос, почему только отдельные регионы космического пространства пригодны для зарождения и роста столь массивных объектов (публикация в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal - ApJ 20 апреля 2006 г.).

Уже давно известно, что космос прямо-таки "наводнен" гигантскими газовыми облаками. Время от времени какой-либо фрагмент в пределах одного из таких охлажденных (это непременное условие) молекулярных облаков испытывает гравитационный коллапс (сжатие), и тогда начинается формирование звезды. "Одна из важнейших проблем, стоящих перед специалистами в данной области, состоит в том, что до сих пор неясно, почему некоторые облака производят на свет звезды большой массы, а другие - только маленькой", - поясняет Оливер Краузе (Oliver Krause), работающий в немецком Астрономическом институте имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für Astronomie - MPIA) в Гейдельберге и в американской Обсерватории Стюарта (Steward Observatory) при Аризонском университете.

Выявить условия, что необходимы для формирования звезд большой массы, довольно сложно по той причине, что такие звездные монстры рождаются сравнительно далеко от нас, да к тому же еще и окутаны непроницаемой для оптических инструментов пылью. Только длинноволновый диапазон - инфракрасные лучи - может обеспечить получение информации о состоянии низкотемпературного ядра такого газопылевого образования, выдающего местонахождение будущей звезды. Эту-то низкотемпературную радиацию и была способна улавливать инфракрасная камера ISOPHOT, установленная на ISO.

Собственно, данные были собраны в ходе так называемого Серендипического обзора ISOPHOT Serendipity Survey (ISOSS, можно перевести примерно как "Обзор интуитивной прозорливости"), инициированном Дитрихом Лемке (Dietrich Lemke), который старался таким образом избежать потерь ценного времени наблюдений при поворотах ISO от одного заданного астрономического объекта к другому. В целях повышения эффективности работы аппарата была организована непрерывная запись (с передачей на Землю) данных от инфракрасной камеры ISOPHOT, "прочерчивавшей" таким образом по небу полосы. В ходе полета ISO, который продолжался в течение двух с половиной лет (1995-98 гг.), космический корабль совершил приблизительно 10 тысяч таких "прогонов", обеспечив сбор данных с участка неба, который раньше в этом диапазоне (инфракрасные лучи 170 микрометров) не изучался. Длина исследуемых волн в 310 раз превышает аналогичные параметры видимого света и позволяет разглядеть объекты, охлажденные до 10 кельвинов (-263 градуса Цельсия). По результатам обзора был составлен специальный каталог подобных объектов.

А сотрудники Астрономического института имени Макса Планка Штефан Биркманн (Stephan Birkmann), Оливер Краузе и Дитрих Лемке, воспользовавшись данными ISOPHOT, смогли отыскать пару охлажденных и плотных протозвездных ядер, каждое из которых содержит столько материи, что ее достаточно для формирования по крайней мере одной массивной звезды. Точнее говоря, сначала Биркманн и его коллеги изучили содержимое вышеупомянутого каталога и обнаружили пятьдесят участков, которые потенциально можно было соотнести с местами рождения массивных звезд, а в ходе последующих наблюдений с использованием наземных телескопов выявился самый перспективный объект ISOSS J18364-0221, фактически представляющий собой два холодных плотных ядра, которые поразительно похожи на сгущения, связанные с рождением маломассивных звезд, отличаясь от них только гораздо большей массой.

Температуру первого ядра оценили в 16,5 кельвина (-256,5 градусов Цельсия). Это образование в 75 раз массивнее нашего Солнца и демонстрирует признаки продолжающегося гравитационного коллапса. Второе ядро с температурой порядка 12 кельвинов (-261 градус Цельсия) содержит 280 солнечных масс. В настоящее время научная группа занята поисками других мест возможного формирования крупных звездных "младенцев".

"Все это открывает новую эру в наблюдениях процессов зарождения массивных звезд", - говорит Краузе.

На иллюстрации:

ESA's ISO provides the first view of monstrous stars being born - ESA News
ESA finds massive star forming region - UPI
Very cold and massive cores near ISOSS J18364-0221: Implications for the initial conditions of high-mass star-formation - arXiv