новость Истоки "Франкенштейна" отыскали в Индонезии

07.03.2006
Профессор Гаральдур Сигурдсон демонстрирует некоторые из артефактов, найденных в ходе экспедиции. Фото с сайта www.projo.com

Индонезийские цивилизации погибли в ходе величайшего извержения

Совместная экспедиция Центра вулканологии и снижения геологических рисков Индонезии и американских вулканологов на индонезийском острове Сумбава (Sumbawa, провинция Западная Нуса Тенгара) под трехметровым слоем вулканического пепла обнаружила целую забытую цивилизацию, почти 200 лет назад (10 апреля 1815 года) уничтоженную извержением вулкана Тамбора (Mount Tambora).

В ходе стихийного бедствия, которое специалисты считают самым мощным извержением вулкана в задокументированной истории человечества (45 тысяч мегатонн в тротиловом эквиваленте, взрыв по своей силе в три миллиона раз опередил атомную бомбу, разрушившую Хиросиму, и во много раз превосходил то, что уничтожило в первом веке нашей эры Помпеи, располагавшиеся на склоне вулкана Везувий), "огненная гора" изрыгнула до 100 кубических километров магмы и каменной крошки и выбросила на 44-километровую высоту порядка 400 миллионов тонн двуокиси серы. Атмосферные химические реакции, начавшиеся в результате этого катаклизма, привела к тому, что в следующем 1816 году, получившем название "год без лета" ("Year Without Summer"), заморозки нанесли огромнейший ущерб урожаям практически во всем мире - от Америки до Франции и Германии. Это мрачное время вдохновило знаменитого британского живописца Уильяма Тернера на написание мрачных пейзажей, а писательницу Мэри Шелли (1797-1851) - на "Франкенштейна", обессмертившего ее имя. В самой же Индонезии в результате катастрофы погибло около 177 тысяч человек, были стерты с лица земли целых три царства - Пекат, Сангар и Тамбора.

По словам 66-летнего профессора Гаральдура Сигурдсона (Haraldur Sigurdsson, он уроженец Исландии) - вулканолога из Университета Род-Айленда (University of Rhode Island- URI), - путешественники с Запада, впервые побывавшие на Сумбаве в начале XVIII века, сразу же заинтересовались необычной культурой местных жителей, передает РИА "Новости" со ссылкой на AP. Их язык больше всего напоминал не те языки, на которых говорят где-либо в "стране трех тысяч островов", а те, которыми пользуются в Индокитае. Об устойчивых связях жителей острова с Камбоджей и Вьетнамом говорит и найденная нынешней экспедицией керамика.

В результате начавшихся два года назад раскопок с использованием умеющего "заглядывать" под землю радара (ground-mapping radar) ученые обнаружили целый город, где два века назад жило около 10 тысяч человек. Этот город был покрыт слоем вулканического пепла, температура которого в момент извержения превышала 538 градусов Цельсия. Речь идет об обширной лавине из горячей вулканической золы, камней и вулканических газов, что уже знакома нам по печальным событиям из римской истории (гибель Помпей и Геркуланума) и получила специальное название - пирокластический поток (pyroclastic flow). Кальдера (кратер) вулкана 1250-метровой глубины находится в непосредственной близости от злосчастного поселения. Еще тысячи индонезийцев умерли впоследствии на этом острове и на соседних островах из-за разрушенных жилищ, болезней и голода, вызванного золой, уничтожившей зерновые посевы и вызвавшей напряженность с пресной водой.

В результате раскопок были найдены бронзовые шары, керамические горшки и железные инструменты. Находки, сделанные вулканологами, представляют огромный интерес как для историков и лингвистов, так и для представителей точных наук. Участники экспедиции изучили распределение вулканического пепла, размеры его частиц и их удаленность от кратера вулкана. На основании полученных данных будет создана компьютерная модель, которая поможет предсказывать выбросы при извержении вулканов. Об этом в интервью агентству Reuters рассказал вулканолог из Университета Род-Айленда Стивен Кэри (Steven Carey).

А особенно важной находкой признан стоявший на сваях дом с бамбуковыми стенами и крышей из пальмовых листьев (все это обратилось в древесный уголь), внутри которого, на кухне, экспедиция обнаружила скелет заживо сгоревшей женщины, тянущейся к расплавленной стеклянной бутыли.

Ученые нашли в Индонезии местный аналог итальянской Помпеи - РИА "Новости"