статья Раскрыта тайна горячих гало спиральных галактик

Максим Борисов, 06.02.2006
Спиральная галактика NGC 5746. Рентгеновский диапазон: NASA/CXC/U. Copenhagen/K.Pedersen et al; оптический: Palomar DSS

Изучение массивной спиральной галактики NGC 5746 (она находится в 100 миллионах световых лет от Земли в созвездии Девы), проведенное датскими, британскими и американскими специалистами с помощью космической рентгеновской обсерватории "Чандра" (Chandra), позволило выявить обширное гало (ореол) из разогретого газа (на рентгеновском снимке он выделен синим цветом), окружающего видимый галактический диск (белый цвет, оптический диапазон). Гало простирается на дистанцию свыше 60 тысяч световых лет с обеих сторон диска галактики, которая видна нам "с ребра".

Эта галактика не подает никаких признаков какого-либо необычного звездообразования, обилия взрывающихся звезд или чрезвычайной активности ядра, и поэтому предположение о том, что горячее гало образовано газом, вытекающим из галактики, сомнительно. Компьютерные модели и данные "Чандры" показывают, что наиболее вероятным источником этого "украшения" следует считать постепенный приток межгалактической материи, оставшейся со времен формирования галактики.

Считается, что спиральные галактики рождаются из огромных облаков межгалактического газа, что сжимаются в результате коллапса и формируют в конце концов характерные вращающиеся диски из звезд и газа. Одно из предсказаний, полученных в рамках этой теории, состоит в том, что массивные спиральные галактики должны быть погружены в гало из горячего газа (температура его составляет миллионы градусов Кельвина), оставшегося от процессов формирования галактик.

Такой горячий газ уже был обнаружен у тех спиральных галактик, где материя из центральной части изгоняется за счет процессов интенсивного звездообразования, однако до сих пор не было никаких свидетельств существования горячих гало, появившихся благодаря скоплению межгалактической материи. Нужно отметить, что обширное горячее газовое гало у NGC 5746 достаточно разреженно и плохо поддается обнаружению, но в данном случае на помощь ученым пришла мощь инструментов знаменитого рентгеновского телескопа, а также удачная ориентация и большая масса изучаемой галактики.

"Наши наблюдения позволяют раскрыть тайну горячих гало у спиральных галактик, - говорит Христиан Педерсен (Kristian Pedersen) из датского Копенгагенского университета, ведущий автор статьи, рассказывающей об этом открытии (статья будет опубликована в апрельском выпуске журнала "Новая астрономия" (New Astronomy), но уже теперь доступна в виде электронного препринта на arXiv). - Такие гало все-таки существуют, но они настолько малозаметны, что только чрезвычайно чувствительный телескоп вроде "Чандры" может позволить их выявить".

Таким образом, открытие горячего гало у NGC 5746 стало долгожданным подтверждением правильности предсказаний, полученных благодаря компьютерным моделям.

Detection of Hot Halo Gets Theory Out of Hot Water - Chandra Press Room