статья Открытие из Америки

Владимир Абаринов, 14.03.2013
Папа Франциск I. Фото: vatican.va

Папа Франциск I. Фото: vatican.va

Самый долгий в истории конклав продолжался два года и девять месяцев - с ноября 1268 года по сентябрь 1271-го. Кардиналы измучились сами и измучили жителей города Витербо, где проходили выборы. Потерявшие терпение горожане разобрали крышу папского дворца, посадили участников конклава на строгую диету. Некоторые кардиналы слегли, страдая то от жары, то от холода. И лишь один из них, Иоанн Толедский, усмотрел благо в отсутствии крова над их головами – теперь, дескать, Святому Духу легче снизойти на выборщиков.

Именно избранный тогда папа Григорий X ужесточил регламент конклава. Отныне кардиналов следовало сажать под замок. Все они должны были оставаться в одной комнате, не разделенной ни перегородками, ни занавесками. Уединяться члены коллегии могли лишь в уборной, дверь в которую открывалась из общей комнаты. Если папа не будет избран за три дня, рацион кардиналов надлежало сократить до одного блюда на обед и ужин. По истечении пятых суток они должны были получать лишь хлеб, вино и воду, покуда не выберут папу.

Уже в январе 1276 года новая процедура была применена на практике и сразу доказала свою эффективность: папа Иннокентий V был избран в первом же туре на 11-й день после смерти Григория X. С третьей попытки избрали в 1939 году Пия XII. С четвертой – Иоанна Павла I в 1978-м. По некоторым сведениям, уже будучи избран, кардинал Альбино Лучано (так звали его до восшествия на Святой Престол) попросил провести еще один тур голосования. Убедившись, что избрание состоялось, он стал, как велит протокол, отказываться от высокой чести, но делал это чересчур рьяно и, наконец, заключил свое согласие словами "Да простит вам Бог то, что вы со мною сделали!" Спустя всего 33 дня новоизбранный 66-летний понтифик скончался от сердечного приступа, что породило теорию заговора.

Избрание папы Франциска свершилось с удивительной быстротой: на второй день конклава, всего-навсего в пятом туре. А ведь наблюдатели дружно предсказывали, что выборы будут долгими: Бенедикт XVI вернул в процедуру правило квалифицированного большинства, отмененное его предшественником; в отсутствие явного фаворита любому кандидату трудно набрать две трети голосов. И только самый веселый из кардиналов, архиепископ Нью-Йоркский Тимоти Долан, говорил, что конклав не затянется: "Я соскучился по Нью-Йорку. У меня кончаются носки".

Все 117 кардиналов, имеющих право голоса (двое из них на конклав не прибыли), назначены двумя последними папами, поэтому никакого либерального переворота никто не ждал. Тем не менее было много толков о соперничающих группировках. Известный американский эксперт Джон Аллен насчитал таких группировок целых четыре.

Водораздел между ними проходит совсем не по линии "традиционалисты – модернисты". Речь идет прежде всего о дурном управлении в римской курии, наиболее ярко выразившемся в скандале "Ватиликс" - деле об утечке секретных документов и связанных с ним обвинений в коррупции. Поскольку результаты собственного ватиканского расследования не обнародованы, обвинения эти могут касаться любого прелата из ближайшего окружения Бенедикта XVI и прежде всего кардинала-камерленго Тарчизио Бертоне. Как выяснилось уже на второй день после отречения Бенедикта, группа кардиналов во главе с кельнским архиепископом Йоахимом Майснером еще четыре года назад просила папу избавиться от Бертоне.

С другой стороны, ряд кардиналов хотел бы видеть на престоле понтифика, способного исцелить внутренние недуги церкви – не папу-идеолога, а папу-пастыря. Аллен называет кандидатом этой группы архиепископа Венского Кристофа Шёнборна, который доказал, что умеет совладать с подчиненными ему священниками-диссидентами, и даже намекал на возможную отмену целибата. Но накануне конклава мать Шенборна в интервью австрийской газете заявила, что вся семья кардинала против его избрания – он может не справиться с "ватиканскими гнусностями", хватит с него и "венских интриг".

В итоге избран "кандидат третьего мира", которого, судя по всему, поддержали и североамериканские выборщики – итальянец по крови, но латиноамериканец по месту рождения, воспитания и служения, отнюдь не либерал, но и не узколобый доктринер. Он занимал ряд постов в римской курии, но "своим" для нее все-таки не стал. Один наблюдатель, хорошо осведомленный о ватиканских делах, высказался даже так: "Чем он лучше, тем хуже ему придется во рву львином". Впрочем, ссылаясь на пророка Даниила, брошенного по приказу царя Дария в ров со львами, стоит вспомнить и о его чудесном спасении (Дан., 6:16-23).

О скромности нового папы в быту не написал только ленивый - не будем повторяться. Поговорим лучше об обвинениях по его адресу. Кардинала Хорхе Бергольо обвиняют в том, что в свое время он сотрудничал с аргентинской хунтой, не препятствовал, а то и помогал "эскадронам смерти" похищать священников, занимался доносами, знал о насилии, но молчал.

Бергольо ответил: в меру своих слабых сил он помогал жертвам режима, в частности, добился от диктатора Хорхе Рафаэля Виделы освобождения похищенных священников, кого-то прятал, кому-то добывал документы, не протестовал открыто, потому что не хотел поставить под удар церковь.

В октябре прошлого года католические епископы Аргентины во главе с кардиналом Бергольо попросили у соотечественников прощения за то, что церковь не смогла защитить свое стадо. Теперь эти обвинения снова на первых полосах газет. Папе Франциску придется так или иначе отвечать на них снова.

Легкого понтификата у святого отца не будет.

Владимир Абаринов, 14.03.2013


новость Новости по теме