Свобода слова

В блогах


Не хочу молчать!

Vip Евгений Попов (в блоге Свободное место) 12.07.2010

129

Говорю общие вещи, давным-давно известные в странах, где не было, как у нас, 75 лет тоталитаризма, и понятные цивилизованным русским тоже. Полагаю, что сегодняшний вердикт Таганского суда, признавшего вину Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева, – не только возмутительная, непонятная потачка мракобесам и явное нарушение Конституции РФ, но и "деяние, направленное на возбуждение национальной вражды и розни". Даже совершенно аполитичные люди вроде меня вынуждены сегодня не молчать, а ОТКЛИКАТЬСЯ, испытывая неприятные чувства упомянутых "вражды и розни" к тем, кто инициировал и довел до абсурдного финала этот процесс.

Лично мне стыдно за мою страну и отдельных ее граждан, которые, держа в руках мобильники и толкуя о "нанотехнологиях", ведут себя в Третьем тысячелетии, как в Средние века, воспринимая великое наше православие как злобу и нетерпимость к инакомыслящим. Сегодня им не понравилась эта выставка, завтра они, осмелев, при попустительстве властей начнут жечь непонятные им книги. Хорошие перспективы! Наша страна – это наша страна. То есть она для всех, а не только для святош и ханжей.

Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев – уже не очень молодые, знающие, эрудированные, уважаемые значительной частью общества люди, посвятившие себя искусству. С ними можно и нужно спорить на диспутах, а не в суде. Я сильно надеюсь, что вышестоящие судебные инстанции отменят это неправедное решение. Сегодня НИ ЗА ЧТО осудили настоящих русских патриотов. Стыдно, господа!


Позорный приговор

Vip Олег Орлов (в блоге Свободное место) 12.07.2010

27

Во-первых, любой обвинительный приговор по такому делу – позор для страны.

Во-вторых, вполне очевидно, что, вынося этот приговор, власти пытались создать видимость взвешенности, поэтому (слава богу) нет срока даже условного, все-таки отделались только штрафом. Власть, очевидно, не хотела идти на слишком большой скандал вокруг этого, и поэтому такой «взвешенный» приговор.

Третье. Несмотря на «взвешенность» и на общее наше чувство удовлетворенности по поводу того, что обвиняемые на свободе, конечно, это вызывает тревогу за будущее. Вполне очевидно, что приговор, как и тот, который был раньше – за выставку «Осторожно, религия!», - направлен на создание самоцензуры в России.

Художники, галеристы, любые творческие люди, журналисты будут теперь каждый раз думать, вспоминать этот приговор, предыдущий и многие другие аналогичные приговоры за высказывания, творчество и так далее.

На мой взгляд, совершенно естественно, если у художника есть собственное самоограничение, основанное на том, например, чтобы не оскорбить кого-то. Но ужасна ситуация, когда в стране создается атмосфера самоцензуры и люди должны себя ограничивать не потому, что им внутренний голос говорит, а потому что боятся наказания от государства.

Должен при этом сказать, что я говорил Юре Самодурову, и Юра, по-моему, понимает вполне мою позицию: мне эта выставка откровенно не нравилась. Я на ней был, сказал Юре, что она мне не нравится, и даже написал текст, который размещен, кстати, на сайте Сахаровского центра (Юра же и разместил). Но, естественно, мне и в голову не может прийти одобрять уголовное преследование за проведение такой выставки.

Вместо нормальной общественной дискуссии, вместо нормальной выработки критериев, когда сам художник в конце концов решает, допустимо это или нет с точки зрения морали или прочих обстоятельств, создается внешняя государственная цензура, что очень печально для всей страны, для художественного творчества и для российского общества в целом.


Будем обжаловать приговор

Vip Анна Ставицкая (в блоге Свободное место) 12.07.2010

232

Мы, конечно, понимали, что приговор по делу о "Запретном искусстве" будет обвинительным. Потому как при нашем правосудии другого приговора в таком деле невозможно было ожидать. Но сам приговор - я имею в виду то, что был назначен штраф, - это такой компромисс, конечно же, и фактически его можно назвать оправдательным. Но с юридической точки зрения он не выдерживает никакой критики, поэтому мы будем обязательно его обжаловать.

Мне кажется, что очень многие художники теперь будут побаиваться выставлять какие-то картины, затрагивающие религиозные сюжеты, что мне кажется не совсем правильным, потому как у нас свобода творчества, свобода выражения собственного мнения. И это будет прямым результатом того, что сегодня был вынесен именно обвинительный приговор.


О приговоре Самодурову и Ерофееву

Vip Лена Хейдиз (в блоге Свободное место) 12.07.2010

229

То, что вынесли обвинительный приговор, – это очень плохо. Ни за что, за безобидную выставку, посвященную проблемам цензуры и запрета, которая проводилась за фальш-стеной. Маленькие дырочки, не хочешь – не смотри. Никто никого не хотел оскорблять. И вот за эту безобидную выставку люди получили наказание.

Этот приговор будет иметь очевидные последствия: теперь такие дела будут и будут новые появляться, к сожалению. То есть опять будут подавать на художников в суд, потому что прецедент уже есть. И это очень плохо.

Это важно ведь не только для художников - это удар по свободе слова, по свободе совести.


Церковь, Дарвин и искусство

Vip Павел Литвинов (в блоге Свободное место) 09.07.2010

235

Мы сегодня знаем, что эволюция произвела нас очень странным путем. Все мы на самом деле почти братья, наши ДНК почти одинаковы, каждый из нас на 95 процентов тот же самый, мы практически произошли от нескольких корней. Если пойти дальше, мы узнаем, что наши ближайшие родственники – шимпанзе. Всего пять миллионов лет - и мы там. Все наше происхождение, все наши гены – все это элемент случайности. В чем же смысл этой жизни? Чего мы хотим? Куда мы двигаемся?

Смысл в одном, по-моему. В том, что мы создали сами: в культуре и науке. И они могут существовать, только если мы защищаем свободу слова. Потому что только при этом обсуждении, при свободе мы можем понять, куда мы идем и зачем, и попытаться ответить на вопросы, на которые нет ответа.

И все это имеет смысл только тогда, когда мы боремся за то, чтобы каждый из нас мог высказывать свое творческое начало, слово. Только когда мы можем делать все что угодно, если мы не мешаем другим людям. Такая простая вещь! За это и надо бороться.

Мы сейчас видим, что из тех проблем, которые стояли и в XVIII и XIX веках, остается проблема абсолютной веры, которая считает, что она права. Эта абсолютная вера считает, что художников надо заставить рисовать то, что она хочет, а людей, которые организуют художественные выставки и исполняют песни, которые ей не нравятся, надо закрыть.

Учение Дарвина подвергалось нападкам еще в XIX веке. Один из замечательных моих героев Алексей Константинович Толстой когда-то узнал, что один его бывший приятель Михаил Лонгинов решил запретить публикацию дарвиновского "Происхождения видов". И он написал открытое письмо Лонгинову, оно читается современнейшим образом:

Полно, Миша! Ты не сетуй!
Без хвоста твоя ведь жопа,
Так тебе обиды нету
В том, что было до потопа.

Мы должны понимать, что атаки на Дарвина, атаки на преподавание биологии идут по всему миру. Они есть в Америке, в России, в арабских странах. Кто-то знает полную правду, потому что она пришла через божественное откровение, и все остальные должны закрыться.

Мое мнение очень простое: я не хожу в вашу церковь, а если приду, то сниму шапку и буду тихо там стоять. Но вы, пожалуйста, или не ходите в мой Сахаровский музей и не смотрите на эти картины, или приходите, смотрите, а потом дома напишите, как вам не нравятся эти картины.

Но мы можем жить вместе. Что нам нужно? Нам нужны две простые вещи: нам нужна свобода слова (и чтобы эта свобода слова была защищена, в частности, государством) и нам нужно сильное и разумное государство, которое защищает нас.

Я хочу, чтобы мы были свободны. А свободными мы можем только в правовом государстве.


Европейские интеллектуалы о деле Самодурова-Ерофеева

Vip Евгений Асс (в блоге Свободное место) 05.07.2010

189

Руководство Европейского культурного парламента (ЕКП) выступило с обращением по делу о выставке "Запретное искусство". ЕКП, членом которого я являюсь, - это независимая неправительственная международная организация, объединяющая более 150 выдающихся деятелей искусства, литературы и культуры из 40 европейских стран. Членами ЕКП от России являются также писательница Людмила Улицкая, режиссер Кирилл Серебренников, филолог Андрей Зорин. Членом ЕКП была Анна Политковская.

"На этой неделе мы узнали, что Самодурову и Ерофееву грозят длительные тюремные сроки, - говорится в письме руководителей ЕКП. - Это противоречит европейскому законодательству о защите прав человека и является грубым нарушением обязательств России по защите свободы выражения мнений. Мы призываем власти прекратить судебный процесс и освободить Самодурова и Ерофеева".

На сессии, состоявшейся 13 декабря 2009 года в Гетеборге, ЕКП принял следующую резолюцию:

"Мы, члены Европейского культурного парламента, обращаем внимание на судебное преследование Юрия Самодурова, бывшего директора московского Музея и общественного центра имени Сахарова, и Андрея Ерофеева, бывшего куратора Государственной Третьяковской галереи, против которых выдвинуты тяжкие и необоснованные обвинения в разжигании религиозной и национальной розни посредством организации выставки "Запретное искусство" в 2007 году.

Мы выражаем серьезную озабоченность по поводу этого процесса и полагаем, что, проводя его, российские власти нарушают свои обязательства в рамках национального и международного права в части уважения к свободе выражения мнений.

Мы считаем свободу выражения мнений основополагающим правом в любом обществе и рассматриваем процесс как злоупотребление антиэкстремистским законодательством с целью вынудить правозащитников замолчать.

Мы считаем этот вопрос срочным и призываем прокуратуру отказаться от обвинения в отношении Самодурова и Ерофеева и закрыть дело за отсутствием события преступления".


Разъяснения к статье Майи Кучерской

Vip Александр Скобов (в блоге Свободное место) 02.07.2010

59

В связи с тем, что репрессивные структуры путинского режима последовательно расширяют практику применения нового антиэкстремистского законодательства и от «пробного» и «выборочного» его применения явно ведут дело к превращению идеологических запретов и репрессий в общую повседневную практику, я разместил у себя несколько текстов, только что признанных экстремистскими (здесь и здесь). Разместил не ссылки на них, а именно тексты полностью, причем без указания на источник, из которого эти тексты взяты. Призываю всех поступать аналогичным образом. Действовать по принципу «всех не позакрываете!» Использовать тактику, известную со времен «Али-Бабы и сорока разбойников», когда крестом были помечены все дома. Попытки противостоять режиму на его «правовом поле» сами по себе, конечно, нужны, но они не приведут к успеху, не будучи подкреплены кампанией массового неповиновения. Режим можно заставить отступить, лишь на практике убедив его в неэффективности его действий.

Кроме того, считаю необходимым разъяснить свое собственное отношение к размещенным мною текстам.

Текст Майи Кучерской лично для меня недостаточно радикален. Разумеется, когда чеченская сторона вооруженного конфликта устраивает взрывы в московском метро, это является военным преступлением, нарушением норм международного права, законов и обычаев войны точно так же, как и действия вооруженных формирований Эрэфии на территории Чеченской Республики Ичкерии. Это что касается правовой оценки. А вот давать моральную оценку тем диким формам, в которые подчас выливается чеченское Сопротивление (что отнюдь не является исключением для национально-освободительных движений) в данном контексте не считаю для себя приличным. И я предпочитаю воздерживаться от таких публичных оценок, которые могли бы быть истолкованы некоторыми как косвенное оправдание грязной колониальной войны, развязанной новорусским режимом против чеченского народа.

Во всяком случае, любое лицо в российской военной форме на территории Чеченской Республики Ичкерии для любого чеченца является законной мишенью. Вооруженное сопротивление оккупации является естественным правом любого народа. Другой вопрос, в какой мере для чеченцев целесообразно этим правом сегодня пользоваться. Но поучать их я не считаю возможным. Для меня они другой народ, другая страна. Которая не является и никогда уже не будет частью России. Советовать жертве изнасилования расслабиться и получить удовольствие я никогда не буду.


Открытое письмо верховному комиссару ООН по правам человека

Vip Сергей Ковалев (в блоге Свободное место) 02.07.2010

39

Верховному комиссару ООН по правам человека г-же Наванетхем Пиллэй от российских правозащитников

Уважаемая госпожа Пиллэй!

Мы обращаемся к Вам, потому что считаем своим долгом привлечь внимание мировой общественности к проходящему в Москве судебному процессу над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. В качестве преступления им инкриминируется проведение выставки "Запретное искусство-2006", которая в марте 2007 года была проведена в Музее и общественном центре имени А.Д. Сахарова в Москве - 23 разные по жанру и стилю работы современных российских художников, разных по степени международного признания. Эти работы объединял общий подтекст - протест против тенденции клерикальной цензуры, вдвойне неприемлемой в демократическом и светском государстве, против претензий агрессивной и невежественной церковной иерархии, десятилетиями прислуживавшей КПСС и КГБ, на формирование новой государственной идеологии.

Следует признать, что это не первая история такого рода. Предыдущую выставку "Осторожно: религия!" постигла та же участь. Тогда на выставку обрушилась расправа в два акта: сначала погром (якобы самопроизвольная реакция "православной общественности") и следом судебный процесс. В 2005 году организаторов выставки Людмилу Василовскую и Юрия Самодурова присудили к крупному штрафу.

Сейчас обвинение требует приговорить Ерофеева и Самодурова уже к трем годам заключения.

Технология "судов Линча" (негодующая общественность, которая картин не видела, книг не читала, но возмущена до глубины души и требует самого сурового наказания) в сочетании с "независимыми судами", безропотно, впрочем, покорными государственному обвинению, хорошо отработана в нашей недавней истории, когда понятие прав человека официально объявлялось буржуазной антисоветской выдумкой. Конечно, по сравнению со сталинско-брежневскими временами нынешние времена, казалось бы, вегетарианские. Сегодняшние управители России публично расшаркиваются перед демократией и правами человека. Однако именно в подобных процессах и отражается истинное лицо режима.

Приговор на процессе должен быть вынесен в ближайшие дни. Самое время остановить карающую руку квазиправосудия. Помогите нам в этом. Невозможно мириться с доморощенной инквизицией!

Людмила Алексеева
Елена Боннэр
Владимир Буковский
Сергей Ковалев
Павел Литвинов
Арсений Рогинский


Лапки вверх!

Vip Иосиф Гальперин (в блоге Свободное место) 30.06.2010

82

Одно издание рассказало, что некий прокурор, отмечая свой день рождения, нарядился в честь своего тезки – Грозного царя – в «шапку Мономаха» и взял в руки увесистый посох. Получилось как бы подтверждение ранее известной привычки называть себя царем и помыкать подчиненными. Что не вызывает радости внутри заведения. А другие, обращенные вовне ведомства, действия краевого прокурора не всегда вызывают полное одобрение у подследственного населения. Разноплеменные группы, настороженно относящиеся друг к другу в тех местах, обоюдно считают некоторые его решения предвзятыми. Вот и все содержание заметки.

И тут в это издание позвонили (якобы?) из управления «К» МВД России и сообщили, что заметка разжигает межнациональную рознь и потому, если ее не снимет редакция, то в управлении постараются закрыть само издание. И безо всякого суда. Поскольку – слышали небось про поправки, принятые Думой?! – этот контакт уже можно считать предупреждением. Редакция попыталась возразить, что ничего не разжигает, напомнила (с гонором?), что видит, откуда ноги растут: в этом управлении на лучших местах служат земляки Грозного-прокурора, — но заметку решила все-таки снять.

А потом подумала, опять погордилась, заметку переписала, убрав межнациональный абзац, и снова поставила. Забавно же и картинно про шапку Мономаха получается! А вот контрагентам из управления «К» это забавным не показалось. Они опять позвонили, сказали, что так получилось еще жестче, и снова пригрозили закрытием и прочими неприятностями - уже не за разжигание, а за непочтительность. Редакция, чей иммунитет ослаблен долгими беседами со следователями, дознавателями и другими ценителями компромата, во второй раз сняла заметку. Два урожая, так сказать, с одного поля сняли служители закона, наплевавшие на закон о печати. У них скоро свой закон пополнится, а он явно важнее.

В этой истории много чего можно увидеть, даже если не говорить о смысле заметки и смысле запрета. Во-первых, поправки еще только первое чтение прошли, а уже с воодушевлением приняты служивыми. Во-вторых, войти они должны в закон о ФСБ, а способны послужить даже не кнутом данному государственному управленцу, но отмычкой любому прохвосту в погонах. Который, к какому силовому ведомству ни принадлежал бы, защищает явно не государственные интересы. В-третьих, в действие они вступят не сразу, а с какого-то срока, который им назначат, но уже сейчас они служат ясным сигналом: «Дави!».

Есть и обратный смысл в рассказанном. Сопротивляться, видимо, стоит как до принятия поправок, так и после. Как ссылаясь на их антиконституционность, так и основываясь на чувствах собственного достоинства и самосохранения. Любыми средствами, вплоть до уличных протестов. Иначе совсем на голову сядут. Да и не такие уж они могучие, эти силовики, если боятся простых смешных историй. Даже самые крутые пацаны по-своему уважают тех, кто сопротивляется.

Знаменитая притча про лягушку, попавшую в кувшин с молоком и вылезшую оттуда потому, что шевелилась непрерывно и сбила лапками себе опору, хотя бы в виде масла, актуальна всегда. Если по первому окрику задирать лапки вверх – тогда точно пойдешь на дно...


Церковно-партийная волна

Vip Лена Хейдиз (в блоге Свободное место) 17.06.2010

229

Все началось в 2007 году. Есть сообщество в Живом Журнале - advertka, где мой знакомый опубликовал мою картину. Ту, которая с петрушкой и с одной стороны мат, а с другой молитва. В этом сообществе 16 или 17 тысяч членов, поэтому резонанс был очень большой. Это было осенью, точно не помню дату. К картине появилось около 5000 комментариев. И как-то люди сильно возбудились от этой картины, всем она показалась очень провокативной. Люди разделились на два лагеря: одни ее ругали, говорили, что я этой работой русского человека глубоко оскорбила; другие – хвалили, говорили, что попала в точку и отразила сущность русской души.

После публикации этой картины в сообщество Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) сбежались националисты. И я в порыве какого-то гнева – кто-то меня обозвал – написала про русское быдло, конкретно про этих баранов, которые набежали. Они вырвали эту фразу из контекста, сказали, что я оскорбляю русских людей и что на меня подадут в суд. Что они и стали делать.

Шесть националистических организаций, включая ДПНИ, стали собирать подписи, чтобы подать в прокуратуру письмо с просьбой привлечь меня к ответственности за разжигание вражды по национальному признаку, статья 282 УК РФ. Заказали искусствоведческую экспертизу, ее делал отец Сергей Шаргунов, которого я очень уважаю. Они собрали на экспертизу деньги, сделали, со всей России собирали подписи, привозили их с каких-то городов и весей сюда и подавали в прокуратуру. Этих писем было около 200 штук.

Письма лежали в прокуратуре два года, их никто не трогал, и ничего не происходило. В галерею на Солянке приходил следователь, который скептически ко всему этому делу относился. Дело не было возбуждено и одновременно не отказали в возбуждении. А поскольку не отказали, мне казалось, что это не очень хорошая какая-то ситуация.

И вот позавчера мне позвонила следователь Татаринова Ольга Георгиевна и сказала, чтобы я пришла и в письменной форме все изложила. И когда я стала узнавать, возбудили дело или нет, она сказала: «Вот придите, и мы вам все расскажем». Когда я спросила, нормально ли, что могут возбуждать уголовное дело за то, что я нарисовала картину, она сказала, что я ответственна за те произведения искусства, которые создаю, и должна думать, что рисовать. То есть она настроена решительно.

На самом деле цель простая, и те националистические организации, которые все это инициировали, ее не скрывают. Я не чистокровная русская, у меня мама еврейка. Им хотелось найти человека еврейской национальности, чтобы этого человека привлекли по 282-й статье. Потому что по этой статье судят в основном русских националистов, как они считают. И они думают, что если по этой статье привлекут нерусского (необязательно еврея, можно и армянина, например), общественность возмутится и эту статью отменят. То есть я им нужна как пешка в политической игре, они этого не скрывают совсем.

Статья и в самом деле странная, очень широкая – под нее можно кого угодно подвести при желании. Ее нужно отменить, мне кажется. Без нее лучше будет.

Мне кажется, что это некая эстафета. Процесс над Ерофеевым и Самодуровым заканчивается (приговор 21 июня), и видимо, я следующая. На приговор Ерофееву и Самодурову я обязательно приду. И очень плохо, если будет вынесен обвинительный приговор. Потому что такие дела перестали быть единичными, это волна началась.

Все это нужно, чтобы ввести цензуру, чтобы художники знали, что они делают, чтобы писатели не возмущались, чтобы не было никакой оппозиции. Чтобы все молчали и были довольны. Мне иногда кажется, что происходит некое срастание РПЦ и партийной части нашего населения. Конформизм наступает церковно-партийный.

Я считаю, что художник должен быть свободным и, если это художник состоявшийся, не вчера начавший рисовать, который развивается и думает, что он делает, ему вполне достаточно внутренней его цензуры. Государство не имеет никакого права диктовать, что должен делать писатель, театральный деятель или художник, они должны быть свободны. Иначе это не искусство, а заказ от государства.