новость В Челябинской области воспитанникам детдома давали сильнодействующий препарат

19.06.2013
Детский дом в Миассе. Фото из блога Маргариты Павловой

Детский дом в Миассе. Фото из блога Маргариты Павловой

Воспитанникам детдома в городе Миасс Челябинской области действительно давали сильнодействующий препарат аминазин. Об этом сообщает в блоге уполномоченный представитель по правам ребенка Челябинской области Маргарита Павлова. Ранее она сообщила, что детей отправляли на лечение в психбольницы за нарушение дисциплины. В детдомах области проводится проверка.

"Мои сотрудники параллельно с областной прокуратурой сейчас ведут работу в областной клинической психоневрологической больнице. Факт использования аминазина подтвержден. Мы изучили международную практику использования этого препарата: в странах Евросоюза он запрещен", - пишет Павлова.

После сообщений о ситуации в миасском детдоме проверить все детдома региона поручил губернатор Челябинской области Михаил Юревич. По словам Павловой, все детские учреждения будут проверены на предмет соблюдения прав их воспитанников до 20 июля.

8 июня Павлова сообщала, что прокуратура Челябинской области в ходе проверки детских учреждений выявила, что воспитанников интернатов за проступки в качестве наказания отправляют в психбольницу и лечат сильнодействующими лекарствами. По данным правозащитников, подобные случаи очень распространены и коснулись уже десятков тысяч воспитанников детских учреждений.

"В качестве наказания сирот помещают в психбольницы. 40 несовершеннолетних воспитанников школы-интерната №13 Челябинска были помещены в психиатрический стационар. Таким способом детей наказывают за самовольные уходы и употребление токсических веществ. Это выяснилось в ходе проверки детских медицинских учреждений прокуратурой области. В представлении говорится, что это грубейшее нарушение законодательства о психиатрической помощи", - писала Павлова.

В частности, по ее данным, 15-летнюю девушку за пропуск уроков на два месяца госпитализировали в областную наркологическую клинику, где поставили диагноз "легкое когнитивное расстройство" и назначили лечение аминазином. "Лечение указанного заболевания могло быть проведено в дневном стационаре нейрометаболическими средствами, - отмечала Павлова. - Таким образом педагоги и руководство интерната избавляется от трудных подростков. И это вместо того, чтобы вести качественную профилактическую работу! Это не единичный случай".

В интернате №13 Павловой рассказали, что дети действительно проходят лечение в стационаре, но плановое, так как дети там содержатся с отклонениями в развитии. "Из бесед с воспитателями и воспитанниками стало ясно, что дети не совсем правильно воспринимают помещение в стационар, некоторые считают эти меры карательными", - пишет правозащитница. Воспитатели подтвердили, что не всегда дети возвращаются из больницы с заметными улучшениями. "Возможно, методы, используемые в лечении и коррекции этих детей, не эффективны, и системная работа, налаженная еще в советское время, им не помогает", - считает Павлова.

Она также отметила, что в этой школе-интернате у детей нет доступа к телефону доверия. В учреждении нет психолога, который бы работал со старшими детьми. "Мы готовы помочь и ждем предложений от руководства школы-интерната. Считаю, что ситуация серьезная и необходимо провести независимую экспертизу, с привлечением специалистов из других регионов", - заявляет она.

"Это гигантская проблема для страны", - считает исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев. "Мы выяснили, что детские дома закрыты больше, чем тюрьмы и колонии. В случае нарушений их прав дети не знают, к кому и как обратиться, часто они неграмотны. Специалисты и благотворители, которым удается проникать в интернаты, хотят детям хоть чем-то помочь, поэтому оказывают им материальную и культурную помощь, но нарушения они раскрывать не могут - тогда их просто перестанут туда пускать", - утверждает правозащитник. "Эти люди объяснили нам масштаб этого явления: десятки тысяч погубленных жизней. Детей в психушках "закалывают", остальных обучают на их примере: будешь плохо себя вести - тоже отправим", - сказал Пономарев.

По его словам, в провинции эта практика очень широко распространена, детские учреждения Москвы, возможно, являются исключением. Главную проблему правозащитник видит в том, что решения об отправке ребенка на лечение принимаются без суда. "Работающим в детдомах психологам часто наплевать на детей, они считают это простым способом решить проблему, наказать", - говорит Пономарев. "Специалисты по детдомам называют это явление "интеллектуальным геноцидом". Мы добиваемся того, чтобы создавалась комиссия по каждому ребенку, и их удается вытаскивать из больниц. Но эта проблема должна быть решена на федеральном уровне", - уверен правозащитник.

19.06.2013


новость Новости по теме