статья РЕН ТВ против Скотленд-Ярда

Владимир Темный, 29.01.2007
Скотленд-ярд. Фото с сайта www.politicablog.info

Скотленд-ярд. Фото с сайта www.politicablog.info

В выходные нашим телезрителям продемонстрировали фильм про Александра Литвиненко с красивым названием "По ту сторону полония". Можно было надеяться, что нам приоткроют завесу преступления, покажут ту сторону трагедии, что до сих пор находилась в тени. И показали – Березовского, Закаева и самого Литвиненко, которые якобы хотели создать "грязную бомбу" для проведения террористического акта в Лондоне. Видеоряд, сопутствующий размышлениям о путях глобальной ядерной контрабанды, характеристики действующих лиц - все это не оставляет сомнений в том, на кого указывают авторы фильма как на главных злоумышленников. Похоже, именно это и было сверхзадачей произведения, поскольку все прочее представляет собой нарезку из давних эфирных сюжетов плюс общие рассуждения, подкрепленные многозначительной интонацией.

Фильм показали по РЕН ТВ - видимо, полагая, что к этой "кнопке" у многих еще сохранилось доверие как к единственному непрокремлевскому телеканалу. Так недавно было и с НТВ, остатками авторитета которого успели попользоваться документалисты с Лубянской площади, размещая там свои полотна о Березовском, Ходорковском и о прочих оказавшихся "по ту сторону". О стремлении потрафить думающей аудитории говорит и присутствие в фильме правозащитников Александра Подрабинека и Александра Гольдфарба. Возможно, этот прием, призванный продемонстрировать объективность расследования, и произвел бы на кого-то впечатление, если бы авторы не перегнули с очевидно заданным обвинительным уклоном.

Но что-то и удалось. Например, фильм существенно обогащает наше представление о нравах российских спецслужб. Бывший начальник Литвиненко Александр Гусак, ныне трудящийся на адвокатском поприще, непринужденно рассказывает, как его подчиненный как-то раз под настроение запытал до смерти пленного чеченца (если это правда, отчего же такой чудовищный эпизод никак не сказался на карьере обоих офицеров ФСБ?). Тот же Гусак не без лихости заверяет журналиста, что при наличии соответствующего приказа он и его ребята могли бы "замочить" Бориса Березовского, да и вообще чуть ли не кого угодно. Бывший шеф ФСБ Николай Ковалев признается, что в конце 90-х годов в "органах" обсуждалась идея создания "эскадронов смерти" для внесудебного уничтожения лидеров организованной преступности.

Вся эта экзотическая информация выдается, однако, с одной-единственной целью – нарисовать портрет Александра Литвиненко в максимально черном цвете. Но ведь и без того ясно, что Литвиненко в бытность свою чекистом был далеко не ангел. Он был таким, как все, таким, как требовала система. И даже лучше многих исполнял свои служебные обязанности, о чем говорит и г-н Гусак. Но отличие Александра Литвиненко от его бывших коллег в том, что у него хватило сил не только порвать с этой технологией убийств, но и противостоять ей. Так что в мрачных тонах рисуется не столько портрет покойного, сколько облик ныне здравствующей ФСБ.

Примечательно, что демонстрация фильма совпала с заявлением сотрудников Скотленд-Ярда о том, что преступление ими раскрыто. Вдове Литвиненко Марине официально сообщили: в смерти ее мужа подозреваются бывшие офицеры ФСБ Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Однако дело скорее всего придется закрыть, поскольку "нет шанса на экстрадицию подозреваемых".

Вот так завершается эта история. С одной стороны, торжество Конституции, запрещающей выдачу российских граждан. С другой - телевизионное предупреждение, адресованное даже не столько россиянам, сколько англичанам, пригревшим у себя пособников международного терроризма и ядерных контрабандистов. Период полураспада полония подошел к концу.

Владимир Темный, 29.01.2007


новость Новости по теме