статья Доверенное лицо президента Путина

Владимир Абаринов, 25.02.2005
Джордж Буш. Фото с сайта www.zvezda.ru

Джордж Буш. Фото с сайта www.zvezda.ru

Британский леопард
За что на нас сердит?
И машет все хвостом,
И гневно так рычит?
Откуда поднялась внезапная тревога?
Чем провинились мы?
Тем, что, в глуби зашед
Степи средиазийской,
Наш северный медведь —
Земляк наш всероссийский —
От права своего не хочет отказаться
Себя оборонять, подчас и огрызаться.

Федор Тютчев

Тютчева с его особенным аршином в эти дни цитировал даже корреспондент АР в своих депешах из Братиславы. После увертюры, исполненной президентами порознь, от их личной встречи ждали драматического контрапункта. На пресс-конференции репортеры оставили без внимания все темы за исключением судеб российской демократии. Но правы оказались те, кто уверял, что Буш для того и расточал заочные укоризны Путину из Брюсселя, чтобы в Братиславе взять мягкий тон.

Из публичных высказываний президента США трудно составить представление о содержании его приватной беседы с президентом России. "Что важно в доверительной дружбе, - сообщил Буш журналистам, - это знать, что когда тебе говорят "да", это и означает "да", а "нет" означает именно "нет". В политике иногда "да" означает "возможно", а "нет" - "если". Из этой затейливой фразы никоим образом нельзя узнать, на какие вопросы собеседника Путин отвечал "да", а на какие "нет"". Впрочем, американский президент добавил, что в разговоре об общих ценностях Владимир говорил и имел в виду "да".

Мало того: Бушу пришлось отбиваться от нападок журналистов кремлевского пула, один из которых обвинил его в беспределе спецслужб в США и обеим странам поставил в пример Нидерланды. А другой обратился с суровым вопросом к своему президенту: "А почему вы молчите и не говорите ничего, например, о нарушении прав журналистов в США, об увольнениях журналистов в CNN, или вы предпочитаете обсуждать это на закрытых встречах с вашим американским коллегой?"

Первый вопрос у Буша затруднений не вызвал. "Я живу в прозрачной стране, - сказал он, справедливо полагая, что краткий курс основ демократии не помешает. – В стране, где правительство принимает решения открыто и народ имеет возможность призвать меня к ответу; мы и отчитываемся на регулярной основе. Прежде чем принять законы, мы досконально разъясняем людям их смысл. Каждое решение принимается в рамках Конституции Соединенных Штатов. У нас есть Конституция, которую мы соблюдаем. А если возникает вопрос о соответствии того или иного закона Конституции, на этот случай мы имеем независимую судебную систему, в которой закон проходит проверку".

Владимира Путина заинтересовало сравнение с Нидерландами. "Нидерланды – это все-таки монархия", - напомнил он и воспользовался примером, дабы подчеркнуть, что демократия везде своя, на особинку – вот и в России у нее особенная стать. Эту российскую специфику он изложил со свойственным ему классовым подходом. Конечно, признал он, и в России есть противники нового порядка избрания губернаторов, но "вот те, кто против, те побогаче тех, кто за". И эти богачи, дескать, имеют возможность доводить свое мнение до сведения народа. А правительство... нет, не то чтобы не имеет возможности, а не уделяет должного внимания популяризации своих решений. Фактически, объяснил он далее, этот новый порядок – не что иное, как коллегия выборщиков, "которая с успехом применяется в самих Соединенных Штатах на общенациональном уровне. И не считается недемократической". Вот те раз! Да разве не сам президент совсем недавно саркастически комментировал непрямые американские выборы? Уж не готовит ли нас президент к новому порядку избрания своего преемника?

Вопрос об увольнении сотрудника CNN поставил Буша в тупик. "Само собой, если вы российский журналист, - молвил он, - и вы чувствуете, что ваша пресса свободна... чувствуете, что свободна?" Получив утвердительный ответ от корреспондента государственного информационного агентства, он удовлетворенно усмехнулся: "Вот и славно". И объяснил, что в США журналистов увольняет с работы не президент, а редактор или владелец компании. А затем пустился в рассуждения о том, для чего нужна свободная пресса, да так ничего путного и не сказал – для гражданина свободной страны это то же самое, что объяснять, для чего нужен воздух. Заключил он свое поучение словами о том, что он рад слышать, что российский журналист чувствует себя свободным – "это ценное наблюдение для тех из нас, кто не живет в России".

Российский же президент сказал, что проблемы надо откровенно обсуждать, но что он не считает, что "все надо выпячивать, создавать новые проблемы на голом месте и портить российско-американские отношения, в развитии которых мы очень заинтересованы". Засим президенты откланялись.

Один из освещавших саммит американских журналистов невзначай узнал, что по прилете в Братиславу президент США допустил грубое нарушение словацкого государственного протокола – дама-церемониймейстер назвала его даже "неслыханным". Пожимая руки встречавшим его официальным лицам и их супругам, ни президент, ни первая леди не сняли перчаток. Журналист кинулся звонить в протокольную службу Госдепартамента, пытаясь выяснить, каковы правила американского протокола на этот счет, но толкового ответа так и не добился. Однако на церемонии проводов Джордж и Лора прощались с провожатыми без перчаток. Убедившись в эффективности четвертой власти, журналист послал в свою редакцию поучительную заметку.

Владимир Абаринов, 25.02.2005


новость Новости по теме