статья Венценосцы XXI века

Владимир Абаринов, 04.06.2001

"О ненавистное равенство! О подлое однообразие! О треклятый прогресс!" - восклицал на исходе позапрошлого века Константин Леонтьев, свято убежденный, что европейские революции готовят почву к приходу Антихриста. Страшно даже вообразить, что сказал бы он, ставивший на одну доску "машины, панталоны, сюртук, цилиндр и демагогию", он, полагавший, что править надо без "лжегуманных жеманств", увидев суетные дела нынешних монархов и их отпрысков.

Британская королева распорядилась установить в Букингемском дворце банкомат. Принца Уэльского в Канаде не пустили на молочную ферму: он может оказаться переносчиком ящура. Король эллинов Константин вчиняет иск правительству Греции в Европейском суде по правам человека. Туда же обращается и престарелый дядя шведского короля, лишенный в 1934 году титула принца. Принцесса Стефания Монакская опять "удрала штуку": влюбилась в дрессировщика слонов и с труппой циркачей разъезжает по Европе, а пресса нахально пишет, что, может, ей такой мужик и нужен - укротитель в ботфортах и с хлыстом. Принц Максимилиан Лихтенштейнский женился на негритянке из Панамы. Наконец, потомок славной Савойской династии Аймоне-Умберто-Эммануэль Филиберт-Людовик-Амадей-Елена-Мария-Фьоренцо, принц д'Аоста, герцог Апулийский, торгует автомобильными шинами во главе московского представительства фирмы Pirelli. O tempora, o mores!

Короли и их наследники - люди из плоти и крови, даже не голубой. Как всякому смертному, им подчас свойственны и мелкие страстишки, и вредные привычки, и кое-что похуже. О страстишках и пишут газеты известного сорта, а публика охотно читает придворные сплетни и разглядывает занятные картинки. Но отчего-то народные массы не лезут с дрекольем на дворцы проштрафившихся монархов, не устраивают революций почем зря. И даже совершенно напротив: массы эти своих монархов любят. Ведь не на штыках же, в самом деле, держатся монархии Европы, и держатся неплохо.

Первый президент России охотно шутил на имперские темы, в чем находил горячий отклик у свиты. Но когда он назначил своим указом кронпринца, оказалось, что все это не такая уж шутка. Новый президент с его апологией государства - державник совсем иного толка. И все же по-прежнему верится в предсказание Георгия Федотова, сделанное в 1931 году: "На фоне слишком простой и деловой жизни, грубоватой повседневности, технических достижений утонувшая империя с каждым годом будет подниматься со дна царскосельских озер. В этот императорский Китеж будут жадно глядеться тысячи юношей, мечтающих о небывалой России".

Владимир Абаринов, 04.06.2001