статья На похищенной родине

05.02.2015

79668
Мустафа Джемилев. Фото: С. Старостенко/Коммерсантъ

Скоро год как крымские татары живут при оккупационном режиме: запрет на книги, разгром телеканала, обыски, аресты, похищения людей. Лидера крымских татар Мустафу Джемилева не пускают в Крым. Он рассказал "Граням", как полуостров превращается из курорта в военную базу, как унижают и запугивают крымских татар и чем нынешние гонения отличаются от гнета советских времен.

СВОБОДА РЕПРЕССИЙ

"После "референдума" в первую очередь были взяты под контроль все средства массовой информации. Все украинские телевизионные каналы были закрыты, и вместо них начали вещать российские каналы. Запрещены были всякие митинги, шествия и собрания. И люди, собиравшиеся числом более трех, считались участниками незаконных демонстраций и подвергались штрафам. По всему Крыму прокатилась волна обысков. Это якобы был поиск оружия и запрещенной литературы. Ну, с оружием все понятно, а вот запрещенная литература - это совершенно новый термин для граждан независимой Украины. Потому что за годы независимости мы даже забыли, что такой термин может быть и что какую-то литературу можно запрещать. А они составили целый список, куда входят 2600 наименований книг религиозных и политических, и он, кстати, еще не полный. Список книг, которые хранить и читать, оказывается, запрещено. И ни одна семья в Крыму не застрахована от обыска, потому что в любой читающей семье хоть одна книга из этого списка, наверное, все-таки есть.

При этом обыски проводятся очень грубо, по-хамски: вместо того чтобы войти в дверь, они через окно вламываются. Все в масках, приказывают ложиться на пол - неважно, женщины это или дети. То есть с максимальным унижением человеческого достоинства.

На оккупированную территорию Крыма вернулся советский режим, режим, против которого все татары в течение всех нескольких десятилетий боролись, требуя возвращения на свою родину и восстановления своих прав.

Но, во всяком случае, при советской власти людей не крали, там была какая-то процедура: человека арестовывали, все, конечно, знали, что его осудят и превратят в лагерную пыль, но все-таки был какой-то процесс. А сейчас людей просто могут взять и увезти куда-нибудь.

Есть еще такая вещь: если при коммунизме что-то запрещалось, существовали запрещенные книги, вообще ничего нельзя было публиковать, то здесь, в силу того, что этот режим оккупационный не совсем утвердился, можно что-то напечатать, на зато потом тебя арестуют или крупно оштрафуют.

О ПУТИНЕ ХОРОШО ИЛИ НИЧЕГО

О Путине сейчас в Крыму вообще можно говорить только хорошее. Если что-то плохое, то уже на следующий день начинаются допросы, угрозы. Вообще там сейчас атмосфера страха - люди боятся друг с другом разговаривать. По телефону тоже все прослушивается - иногда даже просто прерываются разговоры. Особенно если упоминается Путин и что-то негативное говорится про него. Но крымскотатарская диаспора имеет свою точку зрения в отношении Путина. Когда 1 декабря Путин приезжал в Турцию, крымские татары вышли с плакатами "Путлер, убирайся вон", сравнивали его с Гитлером, говорили, что это фашизм, и требовали, чтобы он убирался.

Наши дети оказываются в унизительном положении, потому что в школах вывешиваются российские флаги, заставляют петь российский гимн, а если они не поют, то вызывают родителей. Дети плачут, приходят домой и говорят: "Я больше в эту школу не пойду". А им говорят, что все равно надо идти, потому что надо учиться. Вот такой вот прессинг.

КРЫМ СДАЛИ БЕЗ БОЯ

После аннексии у нас в парламенте выступал министр обороны нашей страны и говорил, в каком состоянии находится наша армия. Так вот, в соответствии с этим докладом на момент, когда русские вошли на территорию Крыма, в украинской армии формально числилось 40 тысяч человек военнослужащих - это на 45-миллионное население. Причем из этих 40 тысяч боеспособных, то есть готовых выполнять приказы, было 6 тысяч. А одних только военнослужащих российского Черноморского флота в Севастополе было около 20 тысяч. В одном Севастополе российских военнослужащих было чуть не вчетверо больше, чем украинских военных на всей территории страны.

27 февраля русские террористы, так называемые "зеленые человечки", захватили Верховную раду Крыма и Совет министров Крыма. Этих террористов было всего 110 человек. Для того чтобы обезоружить и обезвредить этих людей, больших усилий не требуется. Тем более что в 24 километрах от Симферополя была расположена "Альфа" - украинское подразделение по борьбе с терроризмом. Но и они не получили приказа. Они могли быстро их обезвредить и потом взять под контроль все государственные учреждения. Но ничего этого сделано не было, потому что не поступил приказ. Позднее один майор из этой "Альфы" говорил: "Вообще-то нас готовили для борьбы с крымскими татарами". То есть внедрялась такая концепция, что от старшего брата, от русских, ничего не надо ожидать - это братья, а вот враги, оказывается, крымские татары.

И потом, похоже, что была проведена огромная работа среди воинского контингента, на территории Крыма, потому что 90 процентов сразу встали вместе с россиянами. Служба безопасности, где, кстати, не было ни одного крымского татарина, почти полностью сдалась России.

ВОЕННЫЕ ВМЕСТО ТУРИСТОВ

Основной статьей дохода в Крыму был туризм, но он резко сократился: ожидать много туристов на оккупированной территории, конечно, нереально. Если в прошлом году было около 5-6 миллионов туристов, то в этом году всего 2 миллиона. И это туристы из России, которых, как при советском режиме, отправляют по путевке, причем многим все оплачивает государство. Перспектив для Крыма в условиях оккупации нет. Ни для крымских татар, ни для русскоязычного населения. Единственная форма деятельности, которая сейчас процветает в Крыму, - наращивание военной силы и военного потенциала.

Численность российских войск на территории Крыма сейчас превышает 40 тысяч - это больше чем на независимой территории Украины в целом. На территорию Крыма завезена масса военной техники: "Буки", "Шмели", "Грады". Все они нацелены на материковую часть Украины. Старая атомная база сейчас отремонтирована, и имеется информация, что некоторые ракеты уже там, но есть ли там ядерное оружие, мы пока точно не знаем.

Наша территория превращена в военную базу, которая представляет угрозу не только нашему народу и не только Украине, но и вообще миру на земле. И поэтому единственный выход - это приложить все усилия мирового сообщества, чтобы добиться скорейшего освобождения Крыма и всех территорий, захваченных российскими военнослужащими в восточном регионе Украины.

В этой связи нас больше всего беспокоят разговоры, что санкции могут быть сняты или ослаблены, если Россия перестанет дальше продвигаться в Донецкой и Луганской областях, если она будет соблюдать минские соглашения о прекращении огня. Люди начали уже шутить, что далее последует заявление ЕС о том, что с россиян могут снять санкции, если они перестанут бомбить Киев".

Записала Татьяна Голяндрина

05.02.2015


новость Новости по теме