статья Толковый саловарь

Илья Мильштейн, 02.02.2010
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Все-таки удивительный это народ – политики. Применительно хотя бы к языку, на котором они изъясняются с нами. Не говоря о культуре в целом. Если ограничиться только пространством нерушимого Союза и постсоветских республик и только новейшей историей, воплощенной в речах вождей и претендентов на власть, то картина складывается весьма печальная. Это очень горестная тема: вожди, литература, язык, здравый смысл и власть.

Михаил Сергеевич под страхом отставки не мог выговорить слово "Азербайджан". Туркменистаном правил самолюбивый душевнобольной, заставлявший всю страну разучивать строки собственноручно изготовленной поэмы "Рухнама". На своей неповторимой "трасянке" президент Лукашенко обещал "перетрахивать" кадры и утверждал, что стихи прозаика Василя Быкова разучивал еще в школе. Президент с университетским дипломом, Владимир Путин обогатил наш политический словарь пацанской лексикой. И, как нормальный пацан, не въезжал, чего это Чацкий ведет себя как ботаник.

Однако даже на их фоне кандидат в президенты Украины "проффэсор" Янукович выделяется своим душераздирающим даром речи и литературными открытиями высочайшего пошиба. Это ведь он воспел поэтессу Анну Ахметову, перепутав ее с главным спонсором "Партии регионов". Он, словно рассказывая классический советский анекдот, назвал Бабеля Бебелем. Он несколько дней назад запальчиво славил великого украинского поэта Антона Павловича Чехова. Того самого юбиляра, что ошибочно утверждал, будто никогда не писал ни стихов, ни доносов. А вчера, выступая во Львове, Янукович поставил личный рекорд для закрытых помещений. "Здесь собрались лучшие геноциды страны", – сообщил он, обращаясь к местным избирателям. И когда близкие к инфаркту помощники рискнули поправить патрона – мол, не геноциды, а генофонд - кандидат в президенты не растерялся. "Да, и генофонд тоже", – веско добавил он.

Ну да, чтоб уж два раза не вставать. Публика, говорят, расхохоталась. Янукович, говорят, улыбнулся в ответ светлой младенческой улыбкой. В ближайшее воскресенье этот бутуз может стать президентом Украины.

Только прошу понять меня правильно. Автор этих строк далек от снобизма и вовсе не считает, что политик должен быть образцом интеллигентности – как наш, к примеру, Дмитрий Анатольевич Медведев, который еще в юности прочел всего Чехова, включая письма. Более того: опыт показывает, что излишняя интеллигентность политику вредит. Даже на посту президента он может затеряться в кремлевской толпе, за спинами национального лидера и его подельников.

Но я все же выступил бы за то, чтобы политик в лучшую сторону отличался от гопника из подворотни. За то, чтобы он видел разницу между Бабелем и Бебелем, Гоголем и Гегелем, кобелем и сучкой. За соразмерность невежества.

Он не обязан читать книги. Тем более писать – пример покойного Ниязова все еще перед глазами. Но он не должен быть совсем уж темным, как Янукович. Все-таки, согласитесь, поэт Чехов и гордые своим геноцидом львовяне – это перебор.

Конечно, немалой части избирателей литература применительно к политике до фонаря – ей что Ахметкина, что Чеховенко. Один мой знакомый, алкаш-электрик Витя допился до того, что неправильно выговаривал фамилию Высоцкого. Он его называл – Высотченко. В это невозможно поверить, но я своими ушами слышал. Однако Витя не баллотировался в президенты, он просто пил и вел жизнь персонажа из песен великого барда, чье имя произносил с ошибками.

Иное дело – Янукович. Этот крепкий хозяйственник, согласно опросам, близок к победе во втором туре и чем реже раскрывает рот – тем уверенней движется. Однако совсем молчать он не может, и тут перед украинским избирателем, пусть таким же корявым, как его избранник, встает нешуточный вопрос. А стоит ли, даже изнывая от ненависти к "оранжевым", выбирать себе "Витю"? Так ли уж обязательно, если называть вещи своими именами, голосовать за национальный позор?

Вообще в политическом деятеле не все должно быть прекрасно. Как живем – так и выбираем. Но ведь и лишнего наговаривать на себя не нужно, и делать вид, что туповатый браток с двумя погашенными судимостями – это выбор великой страны, тоже нехорошо. С другой стороны, сколько ж ошибок должны были совершить "оранжевые", чтобы указанный Янукович оказался в шаге от победы... Но это уже совсем другой разговор, не имеющий ни малейшего отношения к литературе и языку.

Илья Мильштейн, 02.02.2010