статья Апология глупости

Дмитрий Шушарин, 07.10.2005
Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин

Продолжение репрессий против всех, причастных к "ЮКОСу" и Ходорковскому, конечно, вызвало волну возмущенных комментариев. Происходящее кажется абсурдом. Вместо того чтобы отправить Ходорковского с Лебедевым по этапу, их снова выставляют на всеобщее обозрение, немало способствуя тем их пиару. Готовится новый суд. Правда, при этом, наверное, с новыми адвокатами. Нынешним защитникам откровенно угрожают.

При этом власть уже подчеркивает политический характер преследований. Не сама, конечно, а с помощью бывших журналистов, вопящих о попытках Ходорковского захватить власть. Политизация происходит и другим способом. Например, наездами на "Открытую Россию". А сам Ходорковский, напротив, теперь настаивает, что никакой политики и нет. Есть только захват его компании.

Так вот, к нему стоит прислушаться. И сопоставить некоторые события, дабы уточнить контекст нового этапа репрессий. Сопоставив же и уточнив, можно сделать предположение, что не столь уж они абсурдны. И что никакого "дела Ходорковского" как самостоятельного предприятия и нет. Есть операция прикрытия, призванная отвлечь внимание от главного дела жизни главного гонителя Ходорковского.

Помнится, герой-советник Илларионов, рванув на груди рубаху, назвал всю эту историю с "Байкалфинансгрупп" "аферой года". И в советниках у президента остался, хотя одну параллельную должность потерял. А вот по поводу переправки Абрамовичу 12 миллиардов долларов в качестве компенсации за "Сибнефть" ничего героического Илларионовым сказано не было.

Ничего личного: все это примеры, никак, собственно, против кого бы то ни было не направленные. Но факт остается фактом: борьба за контроль над имуществом Ходорковского послужила не столько обогащению лиц из ближайшего окружения Путина, сколько расколу среди них. Это подробно и со вкусом обсуждается в изданиях самого разного рода и уровня. А вот вопрос о том, кого Абрамович должен благодарить за такое счастье - ну не бывает в России безоткатных сделок! - задается разве что в совсем оппозиционной прессе. Да и та сейчас отвлекается на обличение Генпрокуратуры, без которой в случае с "Сибнефтью" прекрасно обошлись.

Что, кстати, свидетельствует о том, что телевизионное фэт-шоу высших лиц Генпрокуратуры - это вроде "Аншлага". Тоже операция прикрытия.

Ну хорошо, а нам-то, нормальным людям, что за польза от такого знания и понимания? Начнем с того, что это не знание и не понимание. Это предположение. Может быть, даже слишком лестное для вдохновителей и организаторов передела. А может быть, и нет. Может быть, действительно шесть лет тому назад начал осуществляться вот такой вот план, затевалась вся эта афера, составляющая, собственно, содержание ПП - "Проекта "Путин". Хотя, весьма вероятно, что просто так устроено российское государство, что с его помощью можно извлечь 12 миллиардов и отправиться на покой. Чего Ходорковский и пожелал Путину на день рождения.

Пожелание издевательское - с такими деньгами спокойно не спят, и Ходорковский это должен знать по себе. Никто не спит, в том числе, а может быть, и в первую очередь - Абрамович. И, разумеется, все, кто кроме него является бенефициаром - скрытым или явным - от вечного оборота нефтяных полей. Не потому их трясет от страха, что деньги под кроватью, а замок ненадежен. Не мною сказано: собственность - это определенный консенсус, договоренность о том, чей контроль признается над теми или иными объектами, финансовыми потоками, просто деньгами на счетах. Иначе всем этим добром невозможно распоряжаться, как было показано в литературе на примере Александра Ивановича Корейко. И в практике - на примере владельцев неотмытых состояний.

Огромная собственность требует договоренностей очень высокого уровня. У Ходорковского они были с главой государства, пересмотревшим их в одностороннем порядке. Точно так же могут быть пересмотрены и договоренности с Абрамовичем. У главы государства они могут быть только с главами других государств. А те, в свою очередь, всегда их могут пересмотреть, следуя его же примеру.

И пока уверенности в подобном entente cordiale нет, остается заниматься домашней психотерапией, вроде вечного суда над Ходорковским. Кроме того, множество исполнителей акции прикрытия нуждаются и в деньгах, и в моральном удовлетворении. Им этот кусок и бросили: топчите, вымогайте, делайте что хотите. Так что никакого абсурда.

Но вернемся к уже заданному вопросу: нам-то что? Если все вот так, то нам что делать?

Оставаться в дураках - иначе ничего не изменится. Плюнуть слюной на то, как они там будут пилить свои "ярды". И понять, что неважно, чем является дело Ходорковского - операцией прикрытия или чем-то еще. Существенно лишь то эфемерное, что именуется гуманитарными ценностями. И ценности эти - в этом я убежден - не чужды и части нынешней политической элиты.

Странная, наверное, параллель, но все же. Хрущевская оттепель ведь в сущности не имела рационального объяснения. Нет, можно их, конечно, подобрать, найти тысячу причин вроде неэффективности рабского труда и прочего, но без того, что нашлись люди, которым было не по себе оттого, что в лагерях оставались миллионы невинно осужденных, ничего бы не было.

Так и сейчас. Все это чекистское хитроумие и все эти политтехнологические изыски годятся для того, чтобы провести спецоперацию. С их помощью можно управлять долго, но до того предела, когда решающим аргументом неожиданно становится дурацкое "так нельзя". И не потому нельзя, что самому можно потерять собственность или свободу, не потому, что страшно, - со страху вообще ничего хорошего не получается. А просто нельзя - по самым глупым, дурацким, высшим соображениям.

Дмитрий Шушарин, 07.10.2005


новость Новости по теме