новость Тамару Морщакову допросили по делу "ЮКОСа"

27.06.2013
Тамара Морщакова. Кадр НТВ

Тамара Морщакова. Кадр НТВ

Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова ответила на вопросы следователя по "делу ЮКОСа", сообщает РАПСИ. Она вышла из здания СКР вместе со своим адвокатом Александром Гофштейном.

"Следователя интересовала процедура общественной экспертизы по "делу ЮКОСа", - сказала она. - В том числе следователя интересовало, кто был инициатором проведения данной экспертизы, задавался именно такой вопрос". По словам экс-судьи, вопрос об оплате труда экспертов не задавался.

Морщакова сказала, что не стала пользоваться своим статусом неприкосновенности. По закону о статусе судей, Морщакова, как и все судьи, в том числе находящиеся в отставке, обладает неприкосновенностью. Следователь не взял у нее подписку о неразглашении, так как во время допроса она не узнала каких-то принципиальных сведений, которые могут быть важны для расследования уголовного дела, отметила экс-судья.

В среду в СКР был допрошен другой участник экспертизы по делу "ЮКОСа", заместитель директора Центра правовых и экономических исследований ВШЭ Михаил Субботин. По его словам, он дал пояснения также по деятельности Центра, в котором был гендиректором.

Субботин сообщил о вызове в СКР во вторник. Тогда он заявил, что намерен встретиться со следователем. "Надо понять, что интересует следователей. Ведь наша экспертиза была общественной, так что ее выводы - это как решение редколлегии. Они ни на что не повлияли", - отметил он.

"Откровенным и демонстративным беззаконием" назвал расследование в отношении общественной экспертизы и участвовавших в ней лиц адвокат экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. "Основное дело "ЮКОСа", под прикрытием которого это делается, - чудище, у которого нет пределов, сути и края, - заявил адвокат. - Но какие у этого всего могут быть последствия - у меня никакой официальной информации нет".

Инициатива проведения общественной правовой экспертизы по второму делу в отношении Ходорковского и бывшего руководителя "Менатепа" Платона Лебедева была озвучена 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге на встрече членов совета по правам человека с занимавшим в тот момент пост главы государства Дмитрием Медведевым. В декабре 2011 года президенту был представлен доклад рабочей группы по итогам экспертизы, в нем главе государства рекомендовалось инициировать пересмотр приговора по второму "делу "ЮКОСа".

Хамовнический суд Москвы в конце декабря 2010 года приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег. Затем наказание было смягчено на год. Президиум Мосгорсуда 20 декабря прошлого года снизил им срок заключения с 13 до 11 лет. Таким образом, с учетом предыдущего приговора Мещанского суда Москвы, бывшие топ-менеджеры нефтяной компании должны выйти на свободу в 2014 году.

В конце мая стало известно, что ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, входящий в топ-100 кадрового резерва России, покинул этот пост и не планирует возвращаться из Франции обратно в Россию. СКР подтвердил, что Гуриева, который также давал экспертное заключение по "второму делу "ЮКОСа", некоторое время назад вызывали на допрос по так называемому "делу экспертов". Одновременно налоговики проводили проверку РЭШ. В эфире телеканала "Дождь" Гуриев также рассказал, что следователи изъяли архив его электронной переписки за пять лет.

По поводу "второго дела "ЮКОСа" Гуриев в интервью "Ведомостям" 11 июня заявил, что считает его сфабрикованным. "Ответственно заявляю: никакого второго дела "ЮКОСа" нет. Может быть, Ходорковский что-то украл. Но во втором деле ничего так и не было доказано. Ходорковского, в частности, на полном серьезе обвинили в создании вертикально-интегрированной компании. Я, как эксперт, написал, что ничего преступного в создании вертикально-интегрированной компании нет и что все нефтяные компании мира построены по такому принципу", - заявил бывший ректор РЭШ.

Тамара Морщакова. Фото: Эхо Москвы
Тамара Морщакова, бывшая судья КС
На самом деле я не услышала, что кому-то предъявляются обвинения в том, что они дали незаконные или ложные заключения, как это бывает, когда экспертов привлекают к уголовным делам. Этого нет и этого не может быть.
27.06.2013


новость Новости по теме