статья Основы и обновы

28.01.2012

Михаил Горбачев призвал к проведению референдума по конституционной реформе. Только так, по мнению экс-президента СССР, можно покончить с самодержавием и гарантировать народовластие. Серьезная дискуссия началась после публикации статьи Игоря Клямкина, Михаила Краснова и Лилии Шевцовой "В Конституции не должно быть место для вождя". Разочарования ельцинской Конституцией не скрывают самые разные общественные деятели, от Геннадия Зюганова до Марии Гайдар. Столь же пестр состав защитников нынешней редакции Основного закона - от единоросов до Валерии Новодворской.

Михаил Горбачев, бывший президент СССР
Придерживаясь буквы и духа основ конституционного строя, нужно направить усилия на изменение сложившейся структуры властных отношений. Конституция 1993 года принималась в условиях яростной борьбы исполнительной власти в лице президента Ельцина с законодательной, представленной Верховным Советом. Победившая исполнительная власть продиктовала общую конструкцию властной структуры - демократическую по форме и авторитарную по сути, наделив президентскую власть фактически неограниченными полномочиями.
Лилия Шевцова, политолог
Представим, что власть опять сделает невозможное и разрешит выйти на сцену всем возможным кандидатам - от Навального до Лимонова, и победит самый желаемый для общества кандидат. И чем это все закончится? Народный любимец въедет в Кремль, как некогда это сделал другой народный герой - Борис Ельцин. Ему достанутся царские полномочия, которыми его наделяет нынешняя (ельцинская) Конституция. Есть ли гарантия, что он от них добровольно откажется в пользу настоящего народовластия и разделения властей? Пока в новейшей истории примеров подобного альтруизма не было.

...Пора требовать ликвидации монополии на власть. Речь идет не просто о требованиях отставки Путина и Медведева - персонификаторах этой власти. Речь идет о пересмотре конституционных и правовых гарантий нынешнего российского царизма.

Михаил Краснов, завкафедрой конституционного и административного права ВШЭ
Принцип разделения власти, плюралистическое общество, федеративное государство, человек и его права как высшая ценность - всего этого в жизни нет. Почему дух Конституции подавлен? Да потому, что в ней почти нет таких норм, которые могли бы сдержать президентские полномочия. Дело не в объеме президентской власти, а в том, что практически некому ее ограничить. Конституция благодаря законам фактически изменилась. Фердинанд Лассаль 150 лет назад утверждал, что конституция - это то, что есть в действительности, реальное соотношение сил. Но такое соотношение особенно быстро начало меняться с того момента, как в несбалансированную систему власти пришел популярный президент с не очень демократическими воззрениями. В этом и состоит наша драма: благодаря писаной Конституции и на фоне всеобщего молчания каждый новый президент создает под себя свою фактическую конституцию. В том числе делая полностью послушным парламент, готовый предоставлять ему все новые полномочия.
Андрей Нечаев, банкир, бывший министр экономики
В пользу изменения Конституции в части соотношения полномочий ветвей власти говорят многие логические аргументы. Сегодня после просмотра трансляции о встрече депутатов с силовиками и Чуровым мне это стало как-то особенно очевидно на сугубо эмоциональном уровне. Откровенное затыкание рта оппозиции вплоть до регулярного отключения микрофонов, подчеркнуто хамское отношение к депутатам приглашенных представителей власти, их сугубо формальные, а подчас явно дурацкие ответы на вопросы. Все это лишний раз подчеркивало полное бесправие нашей законодательной власти вообще и оппозиции особенно.

...Вот лишь некоторые необходимые, на мой взгляд, реформы. Прямые выборы губернаторов и руководителей местного самоуправления без всяких "президентских фильтров". Выборность судей, как минимум нижнего уровня (при последующем избрании председателей судов самими судьями). Возможно выборы участковых уполномоченных полиции и руководителей муниципальной полиции. Кардинально должна быть изменена роль парламента. Как минимум он должен получить право утверждать предлагаемое президентом правительство и отправлять его в отставку без риска собственного роспуска. Несогласие правительства на изменение налогов или бюджетных показателей не может являться основанием для запрета на такие решения парламента.

Владимир Рыжков. Фото А.Карпюк/Грани.Ру
Владимир Рыжков, ответственный секретарь РПР-ПАРНАС
Сейчас Россия - другая страна с принципиально другим составом общества, и авторитарная президентская Конституция не соответствует задачам страны... Если мы не приведем главный закон страны в соответствие нынешним реалиям, неизбежны кризисы и ситуация самодержавия и престолонаследия.
Мария Гайдар
Мария Гайдар, политик
Я много лет выступала за соблюдение Конституции РФ, а сейчас поняла, что надо требовать ее отмены. Те права и свободы, которые гарантируются гражданам, все равно не соблюдаются, а соблюдается только то, что служит этому режиму и позволяет ему сохранять свою легитимность.

Все плохое, что у нас есть, содержится в этой Конституции: и выборы на 6 лет, и неопределенность с третьим сроком, и отсутствие выборов губернаторов и мэров городов. Не говоря о том, что в ней не заложено достаточных сдержек и противовесов, в том числе по порядку изменения самой Конституции.

...Все поправки, которые были сделаны, Конституция сделать позволяла. Она не смогла защитить ни нас, ни демократию, ни свою собственную сохранность. Именно в ней заложена практически бесконтрольная президентская власть, нет механизмов соблюдения независимости судебной системы, не прописаны пороги прохождения в парламент.

Это не критика в адрес разработчиков - 20 лет назад у нас была другая страна. Никто не мог предугадать, как все будет развиваться. Но сейчас у нас уже есть этот опыт, мы можем учесть ошибки и сделать из них выводы.

Обычно принятие новой Конституции происходит после революции, а мы могли бы это сделать вместо революции.

Я действительно считаю, что это было бы компромиссным решением для всех. Оно позволило бы и Путину, и Медведеву сохранить лицо и выйти из сложившейся ситуации красиво и без насилия... У него нет путей к отступлению, поэтому нам надо эти пути предложить.

Сергей Миронов. Фото с сайта www.yuga.ru
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации
Я считаю, что как минимум три главы новых должно появиться в нашей Конституции - глава, которая будет называться "Гражданское общество", глава, которая будет называться "Контрольные органы", и глава, которая будет называться "Россия в союзных государствах". Кроме других правок, включая устранение слова "подряд" в строке, где говорится, что президентом может быть избран человек не более чем на два срока подряд. Слово "подряд" нужно убрать.
Геннадий Зюганов. Фото Д.Борко-Грани.Ру
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ
У нас президент имеет полномочий больше, чем имели царь, генеральный секретарь ЦК КПСС, Чингисхан и египетский фараон вместе взятые.
Александр Храмов, координатор движения "Русский гражданский союз"
Путинская вертикаль власти с ее купленными судами, импотентным парламентом и дубинками ОМОНа - прямое порождение Конституции образца 1993 года... В российском основном законе изначально и вполне сознательно были заложены нормы, сделавшие возможным режим Владимира Путина, который в 1999 году получил власть из рук Бориса Ельцина, "отца" действующей Конституции. Авторитаристский потенциал нынешнего основного закона был очевиден с самого начала.
Алексей Сахнин, политэмигрант
Этот документ, принятый после государственного переворота на фоне руин расстрелянного парламента, провозглашает Россию не просто президентской, а суперпрезидентской республикой. Корни путинского авторитаризма уходят в ельцинскую Конституцию. Достижение народовластия, к которому стремятся декабристы, невозможно в пределах легитимности, заданной Конституцией 1993 г. Отсюда следует лозунг созыва Учредительного собрания.
Анатолий Кононов, судья Конституционного суда в отставке
Представляется, что чрезмерные полномочия президента были заложены в Конституции уже изначально, тем более что некоторые его полномочия и функции сформулированы порой неявно или неопределенно широко. По оценке многих конституционалистов, ни в одной известной президентской республике нет подобных аналогий. Не совсем понятно, зачем еще было бесконечно наращивать (в 2000–2008 годах. - Ред.) и без того безмерные президентские полномочия. Скорее тут роль сыграла порочная для нашего правосознания идея усиления государства, сильной власти и т. д., чем практические соображения. В конечном итоге это приводит к обратному эффекту - измельчанию и ослаблению центральной власти, взявшей на себя "ручное управление" и единоличное решение всех проблем от космоса до ремонта конкретной крыши, что мы постоянно наблюдаем по ТВ.
Виктор Шейнис. Фото с сайта www.yabloko.ru
Виктор Шейнис, один из разработчиков действующей Конституции
Конституция принималась в исключительно сложной ситуации. Она, не преувеличивая, принималась под грохот танковых пушек, и это наложило свой отпечаток. Мы стояли в преддверии гражданской войны. И Конституция все-таки в какой-то мере отвела эту страшную опасность. В той ситуации лучше быть она, наверное, не могла. Хуже, безусловно, могла быть.

Я бы сказал, в нашей Конституции есть очень хорошие, находящиеся на уровне высших демократических мировых стандартов, первая и вторая главы - "Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека и гражданина"... Что касается организации государственной власти, то она спланирована не лучшим образом. Она отвечала тем условиям, которые существовали в 1993 году... Но в перспективном плане мы получили явный перевес президентской власти над другими ветвями власти. Это нехорошо.

http://rus.ruvr.ru/2010/12/12/36706323.html

Я думаю, что потенциал Конституции еще не исчерпан. Но в Конституции действительно следовало бы ввести некоторые изменения... Ее обвиняют, что она сверхпрезидентская. Она не столько сверхпрезидентская, сколько недопарламентская. Надо добавить, расширить контрольную функцию парламента.

Валерий Хомяков, политолог
Единственное тонкое место нашей Конституции, на мой взгляд, - это, конечно, Совет Федерации. То, что из себя представляет Совет Федерации в нынешнем виде, на мой взгляд, серьезное отступление от тех функций и полномочий, которыми он располагает в соответствии с Конституцией. Он не является в полном смысле переговорной площадкой между субъектами Федерации и федеральным центром. И именно это главная функция в любом федеративном государстве верхней палаты. Здесь пока у нас огромные проблемы. Все остальное, на мой взгляд, достаточно детально прописано и пока серьезного юридического вмешательства не требует.
Игорь Бунин
Игорь Бунин, политолог
Основные претензии можно предъявить не к тексту Конституции, а к правоприменительной практике, к правовому нигилизму, который охватил все общество, от верхов до низов. Именно пороки применения Конституции привели к тому, что многие ее демократические положения не выполняются либо реализуются недостаточно. Государственный интерес во многих случаях ставится выше прав человека. На свободу выборов влияет административный ресурс. Количество партий искусственно ограничено высоким барьером...
Владимир Пехтин, замруководителя фракции "Единой России"
Сегодня мы можем уверенно сказать, что наш Основной закон выдержал проверку временем и доказал свою эффективность. Человек является высшей ценностью, и именно исходя из этого выстраивается весь политический курс нашей страны.
Валерия Новодворская. Фото Граней.ру
Валерия Новодворская, публицист
Наша Конституция лучше многих европейских, в частности, итальянской, и в ней много ловушек для тех, кто хотел бы развернуть страну в советское прошлое. Ее либеральная, буржуазная и демократическая однозначность и прочность так велики, что она могла бы послужить нам учебником жизни и путеводной звездой по крайней мере на ближайшие 100 лет. Это платье было сшито на вырост, и только наши правнуки выросли бы из него, если бы им повезло.

...Дайте в руки Путину идею пересмотра Конституции, и он будет очень рад лишить страну последней демократической и либеральной заначки. А что будет взамен? Вы верите, что Зюганов, Удальцов и Навальный напишут лучший текст? Я не верю.

...Так что прежде чем разбирать Конституцию, нашу новогоднюю елку, стоит задуматься. Ведь это наша последняя линия обороны.

Александр Подрабинек, журналист, правозащитник, бывший политзаключенный
Увести общественное внимание от выборов в заоблачные выси схоластических рассуждений - одна из главных задач сегодняшней российской власти. Забудьте о прозе выборов, давайте поговорим о поэзии мироустройства! Этот призыв находит отклик в среде оппозиции. Андрей Нечаев говорит, что требование честных выборов себя исчерпало и надо переходить к новым требованиям. Каким? Понятное дело, к конституционным реформам. О том же пишет и Лилия Шевцова в "Новой газете".

...Они (правящий режим. - Ред.) наверняка готовы сделать еще многое, чтобы создать у общества ощущение успеха и увильнуть от решения главного вопроса - либерализации избирательного законодательства и проведения честных выборов.

28.01.2012


новость Новости по теме