статья Описался

Илья Мильштейн, 02.07.2009
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Автора этой статьи переполняет гнев. Сходу, с первых же строк хочется дать отпор. Опровергнуть злобные домыслы подлых лгунов и фальсификаторов истории в ущерб интересам России, которые в угоду своим зарубежным спонсорам клеветнически утверждают, будто у нас воспроизводится тоталитарная модель государства. Доказать на конкретном примере, что у нас воспроизводится совсем другая модель.

Пример перед глазами.

Академик Валерий Тишков разослал своим коллегам историкам-филологам приглашение поучаствовать в написании доносов. То есть составить перечень фальсификаций по месту работу корреспондентов. Перечислить фальсификаторов - поименно, а также в составе организаций. Предоставить "информацию о деятельности... по разоблачению". Ну и как водится адреса и явки граждан, созревших "для участия в работе Комиссии... по анализу историко-культурных фальсификаций, наносящих ущерб... (с телефонами и электронным адресом)". Готовых в открытую стучать на разоблаченных и, как можно понять, в случае необходимости выступать в печати и на собраниях.

Клеветник ухватится за эту деталь. Гласность в подобных делах, в открытом и веселом побивании камнями космополитов-вейсманистов-фальсификаторов, есть явный признак тоталитарного общества. Тем более в научной среде - хоть в СССР, хоть в Китае времен культурной революции. Враг еще добавит, порывшись в сети, что этнолог Тишков - один из сторонников объединения российской нации по советскому образцу. И все вроде сходится: член Общественной палаты затосковал по "совку" и, уже не стесняясь, стремится воспроизвести в академическом мире нравы тоталитарной массовки. Травлю неугодных на основе "черных списков" и бюрократической отчетности.

На самом деле ничего не сходится.

Тогда, в эпоху вечных проработок, про свои деяния товарищи рассказывали с погромной гордостью. О количестве пригвожденных к позорному столбу докладывалось с высоких трибун. Символом времени был, как сказано у классика, сапог, топчущий человеческое лицо.

А сегодня время совсем другое. Извлеченная на свет божий цидулька, организованная академиком, вызывает не страх, а скандал с элементами общественной брезгливости. Сам Тишков, приглашенный историком Владимиром Тольцем побеседовать на радио "Свобода", впечатления победителя не производит. Он растерян, он взволнован, ему неловко, что его письмо растрепали в прессе, и даже вроде бы немного стыдно. И ни малейшего намека на торжествующую гласность: напротив, Валерий Александрович явно не ожидал, что подписанный им документ будет обнародован.

Сперва он "запрещает цитировать" свое письмо. Затем охотно соглашается с мыслью, что данный циркуляр стимулирует доносительство в стенах Академии. Чуть позже разъясняет, что в ожидании ответов готовил статью - то ли в "Российскую газету", то ли в "Известия", "чтобы в чем-то даже подискутировать" с указом об учреждении Комиссии по борьбе с фальсификациями. Видимо, о том, как она провоцирует сочинение доносов - ничего другого в голову не приходит... И напоследок Тишков "клянется", что "завтра же отзовет" свое письмо.

Получается, что статью в газету он так и не напишет и пытливый читатель никогда не узнает, о чем Валерий Александрович собирался поспорить с начальством. Не узнает и начальство, которому Тишков так по-советски стремился услужить, а в итоге лишний раз обесславил всю эту затею с фальсификациями. Да и мы про эпоху, в которой стоим, не узнаем ничего нового. Только общеизвестное. О чем уже писано-переписано многими авторами, включая автора этих поначалу разгневанных, а в конце печальных строк.

Это эпоха имитации, соединенной с маразмом. Сталинского гимна, смешанного с кромешным бардаком. Грозных начальственных указаний, повсеместно оборачивающихся жалкой пародией на тоталитаризм. Однако среди всех этих бездарных подражаний борьба с исторической правдой в ущерб России - из самых тошнотворных, и спасибо академику Тишкову, что он ее разоблачил. Как истинный подвижник, поставив опыт на себе. А заодно, говорю, разоблачив и врагов, утверждающих, будто жуткая "великая эпоха" у нас уже наступила, как сапог на человеческое лицо. Зря клевещете, господа!

Илья Мильштейн, 02.07.2009


новость Новости по теме