статья Кенигсберг Искандерович

Виталий Портников, 07.11.2008
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

- Вы даже не представляете себе, какие перспективы у вашего региона, - рассказывал коллега калининградскому таксисту по дороге из аэропорта. – Ведь вы же теперь практически в центре Европы. При умелом хозяйствовании здесь у вас можно устроить ну просто Гонконг!

- Хорошо бы, - обрадовался таксист. - И если бы еще ракеты у нас тут разместили, вообще было бы замечательно!

Коллега расстроился... До первого послания нового российского президента Дмитрия Медведева оставалось еще несколько месяцев. Желание таксиста - если только у Российской Федерации хватит денег на новые военные эксперименты - может быть удовлетворено. Но рассчитывать, что превращение самой европейской области России в непотопляемый ракетоносец Барвихи и Жуковки действительно создаст новые рабочие места и поможет ее процветанию, было бы наивно. В конце концов, президент тем и отличается от труженика баранки, что может себе позволить смотреть на будущее страны - и каждого ее региона - стратегически, а не под влиянием сиюминутных эмоций или телевизионных эффектов.

Этим летом мэрия Балтийска - самого "закрытого" города Калининградской области, куда до сих пор не пускают иностранцев, - организовала для журналистов специальную поездку для ознакомления с туристическим потенциалом базы Балтийского флота. Журналисты остались разочарованы. И гостиниц в городе соответствующих не оказалось, и разрешение на въезд в Балтийск иностранному гражданину нужно получать в областном управлении ФСБ заблаговременно. Но любопытно другое - местное самоуправление понимает, что будущее города зависит от человеческого интереса к нему, от желания загорать на пляже, осматривать достопримечательности, дышать живительным морским воздухом. А президент России все еще обуреваем одним-единственным желанием - показать супостатам кузькину мать, покошмарить их и поискандерить. А что "русская Европа" вновь будет казаться не курортным раем, а местом дислокации очередной кузькиной матери, это совершенно неинтересно.

Калининградскую область, конечно, жалко. Когда-то Восточную Пруссию называли плацдармом милитаризма, возмущались тем, что такой замечательный регион становится центром военных приготовлений, обличали вождей Рейха. Потом была Вторая мировая война, разрушение Кенигсберга, рождение Калининградской области. Неужели все это только для того, чтобы превратить благословенный край в очередной плацдарм и потом сокрушаться над его судьбой? И неужели ни на что большее кроме как на роль плацдарма анклав не годится? А может быть, это власти страны, в которой волею истории оказалась бывшая Восточная Пруссия, до сих пор умеют мыслить только "Искандерами"?

Виталий Портников, 07.11.2008