статья Вот тебе, а не оттепель

Андрей Пионтковский, 11.07.2008
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Кремлевская партия "оттепели" обречена, на мой взгляд, на поражение (что, разумеется, будет поражением и для страны), потому что в ее философии, риторике и действиях заложено непреодолимое для нее противоречие.

От-тепель означает от-талкивание от чего-то предшествующего, отказ от него, осуждение его как если не совсем предосудительного, то во всяком случае не вполне совершенного, требующего частичного пересмотра.

Хитромудрый Илья Эренбург неслучайно обронил вольнодумное словечко в 1954-м, когда это Что-то уже надежно лежало в Мавзолее, а не пыхтело трубкой в президиуме. Когда преемник мог уже как бы невзначай заметить: "Выдающийся деятель мирового коммунистического движения, бессменный руководитель партии и правительства Иосиф Виссарионович Сталин в последние годы своей жизни совершил, к сожалению, ряд серьезных теоретических ошибок, в частности в своей известной работе "Экономические проблемы социализма".

Ну а если деятель продолжает руководить и партией и правительством, находится в великолепной интеллектуальной форме, сыплет цитатами из бернштейнов с бронштейнами и, как подлинный духовный отец нации (ДОН), достает натруженной рукой через одно место из богатых "хлеба", чтобы накормить ими страждущих?

От чего же и от кого оттепляться будете, господа реформаторы? На этот вопрос идеологи новейшей оттепели дают два конкурирующих ответа. Один из них (недавно я имел случай подробно его разобрать) в основных чертах заимствован из творческого наследия оттепели полувековой давности. Это "темные силы в окружении правителя".

"Серьезные ошибки и местами даже злодеяния совершались поставившей себя над партией преступной бандой авантюристов Берия - Абакумова, втершихся в доверие к Иосифу Виссарионовичу в последние годы его жизни". Можно, конечно, в этот нехитрый фрейм вставить современные чекистские имена, явки, пароли, но тогда легко было вешать все на эффективных менеджеров Лаврентия Берия и Виктора Абакумова: они оба уже были расстреляны - а до этого могли ведь и эффективно возразить в концептуальном плане.

Видимо, чувствуя некоторую шаткость подобной конструкции (это при живых-то абакумовых), оттепельщики выдвинули недавно альтернативную мифологему.

Не было никаких ошибок и тем более якобы злодеяний в предшествующий период. И не было никаких темных сил. Никаких "ангелов ада", перелетевших через голову лошади, никаких опричников с песьими головами.

Но время было такое, сынок. Сложное время. Первый этап модернизации. А на первом этапе демократизация не является непременной составляющей - предпочтительными считаются авторитаризм, ручное управление, ограничение плюрализма, как в Южной Корее, например. А вот на новом этапе, начало которого удачно совпало с инаугурацией нового президента, предлагается обеспечить управляемую сверху либерализацию политической жизни страны.

Складная легенда. Один только грубый прокол. Зря они про Южную Корею вспомнили. Ученость свою хотели показать. Но начальству может не понравиться. Судя по кремлевским сайтам, уже не понравилось.

Действительно, а где закончили свои политические карьеры два южнокорейских президента, правившие на "первом этапе модернизации"? Правильно, в тюрьме. А руководители чеболей - госкорпораций, несостоятельность которых продемонстрировал кризис 1998 года, - тоже в большинстве своем в тюрьме. А чем у нас занимается, например, ветеран дрезденской резидентуры, страстный поклонник немецкого пива модернизатор Чемезов? Правильно, строит самую большую в мире чеболь.

Ссылка на Южную Корею и других юго-восточных тигров лукава и верна с точностью до наоборот. В 80-х и начале 90-х годов эти страны осуществляли переход от аграрного общества к индустриальному. Эту стадию модернизации сверхавторитарными и варварскими сталинскими методами Россия уже пережила в 30-е - 50-е годы прошлого столетия. К началу XXI века перед ней стояла совсем другая задача - прорыв в постиндустриальную экономику. Если бы для этого снова надо было рыть котлованы и каналы, то Путину с его вороватыми чекистами цены бы не было.

Но подобная задача авторитарными способами принципиально не решается. Экономика знаний - это экономика свободных людей, тех самых, которые, как показал недавний опрос Левада-центра, не прочь эмигрировать из путинской России. А в той же Южной Корее авторитарная модель развития к середине 90-х годов полностью себя исчерпала, и за последнее десятилетие там произошли принципиальные изменения в экономической и политической сфере.

Поэтому 2001-2007 годы - никакой к черту не первый неизбежно авторитарный этап модернизации в России, а высшая и заключительная стадия бандитско-бюрократического капитализма в России. А абсолютный контроль над избирательным процессом, СМИ и судебной системой понадобился правящей верхушке не для решения каких-то цивилизационных задач, до понимания которых не дорос отсталый и дикий народ, а для прикрытия своего безудержного, невиданного даже в истории России воровства.

Все это авторы ученых докладов всяких ИСР и ЦПТ об "управляемой сверху либерализации" и их заказчики прекрасно знают, но они в своей просветительской деятельности органически не могут выйти из парадигмы почтительного вылизывания филейных частей власти. Не могут, потому что всеми своими социально-финансовыми пуповинами связаны с этой властью, являясь ее составной частью.

К тому же конструктивное соитие со властью кажется им очень хитроумной тактикой постепенного продвижения либеральных ценностей. Но на них даже цыкать не придется, чтобы они оставили свои бесплодные мечтания. Вот как примерно это произойдет.

Наши коллективные берии-абакумовы завтра взорвут что-нибудь на Кавказе. Впрочем, почему, собственно, завтра - там уже и сегодня каждый день что-нибудь взрывается. Как только начнется серьезная заварушка, все эти "либералы", забыв свою любушку Оттепель, ринутся, расталкивая друг друга, к микрофонам, чтобы первыми прокричать: "Российская армия возрождается в Кодорском ущелье (Гальском районе), и каждый, кто думает иначе, - предатель!"

Андрей Пионтковский, 11.07.2008