статья Беспризорная Россия

Анна Карпюк, 16.11.2007
Флаги ОБСЕ. Фото с сайта prognosis.ru

Флаги ОБСЕ. Фото с сайта prognosis.ru

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе отказалась направить своих наблюдателей на предстоящие выборы в российский парламент. О причинах и последствиях этого решения говорят Михаил Касьянов, Владимир Рыжков, Борис Немцов, Станислав Белковский, Георгий Сатаров и Дмитрий Орешкин.

Михаил Касьянов, лидер Российского народно-демократического союза:

Решение ОБСЕ вполне обоснованно. Преднамеренное невыполнение российским руководством обязательств страны по Европейской конвенции о выборах ведет международное сообщество к однозначному выводу - предстоящие выборы в Госдуму по новой системе не могут быть признаны свободными и демократическими.

Мой политический вывод: следующая Госдума не будет признана гражданами России как легитимный орган власти. Надеюсь, что президент осознает свою ответственность и выполнит свою главную конституционную обязанность - обеспечит проведение честных, свободных и демократических выборов следующего президента Российской Федерации. Только это может смыть со страны тот позор, к которому привела проводимая нынешней властью политика.

Борис Немцов, член федерального политсовета СПС:

Отказ ОБСЕ наблюдать за выборами – это очень плохо для России. Это означает, что по демократическим стандартам Россия расценивается как Туркмения и Белоруссия. Отказ означает, что у нас и наблюдать-то не за чем, творится полный беспредел. Это очень плохо для репутации нашей страны. Фактически это поворотный момент, который означает, что в стране устанавливается однопартийная диктатура коррумпированной бюрократии во главе с Путиным.

Владимир Рыжков, депутат Госдумы:

Отказ ОБСЕ – это результат целенаправленной политики российских властей, которые чинили наблюдателям всяческие препятствия. На предыдущих выборах было более тысячи наблюдателей от ОБСЕ, а в этот раз Центризбирком установил квоту всего 300, причем из них лишь несколько десятков было бы от ОБСЕ, но при этом им все равно не давали визы до последнего дня. Между тем уже сегодня, 16 ноября, началось досрочное голосование, так что наблюдатели уже опоздали.

Кремль готовит массовые фальсификации как по явке на выборы, так и по их результатам. Очевидно, что Кремль очень боится честного наблюдения как со стороны общества (неслучайно они запретили общественных наблюдателей), так и со стороны иностранных организаций. Власти фактически не пустили миссию ОБСЕ. Парламентские выборы 2007 года являются фарсом, потому что половина политических сил страны в них не участвует, вся работа идет на одну партию. Но даже в этих условиях Кремль готовит массовые фальсификации.

Наверное у нас будут наблюдатели от СНГ, например, от Белоруссии. Может быть, будут наблюдатели от Северной Кореи, надо бы еще позвать из Египта и Венесуэлы. Такие наблюдатели не усмотрят никаких нарушений демократии, но для нас, думающих людей, очевидно, что власть пустится во все тяжкие, чтобы фальсифицировать результаты выборов, поэтому Кремлю не нужны независимые наблюдатели.

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии:

ОБСЕ приняла абсолютно правильное решение. Нет никакого смысла участвовать в фарсе, который называется "Выборы в Государственную думу 2007 года". Очень хорошо, что ОБСЕ не дала Кремлю возможности вовлечь себя в этот фарс, в процесс легитимации выборов, которые не являются ни честными, ни конкурентными, ни открытыми. Я сожалею лишь о том, что среди российских зарегистрированных политических партий не нашлось никого, кто принял бы аналогичное решение. Я еще год назад предложил всей оппозиции бойкотировать выборы. Я уверен, что, если бы КПРФ, "Яблоко" и СПС взяли эту идею на вооружение, то они поступили бы абсолютно правильно: выборы в Госдуму были бы делегитимированы, и это заставило бы Кремль пойти на серьезные политические уступки.

Кремль не ожидал от ОБСЕ такого шага. Администрация президента была уверена, что европейские наблюдатели сыграют с Кремлем в поддавки. Но этого не случилось, что еще раз доказывает, что понятие демократии, гражданских прав и свобод не является фикцией для Европы. Очень жаль, что для российских политических партий это не так. Они всегда готовы играть с Кремлем в поддавки и легитимировать любые кремлевские политические проекты, поскольку комфортно себя чувствуют в качестве элементов кремлевской системы и не намерены бороться за реальную власть.

Решение ОБСЕ – это неприятный сюрприз для Кремля и Владимира Путина, потому что это не только снижает легитимность следующего парламента, но и наносит очередной удар по репутации Путина, который безусловно хотел бы уйти от власти в образе демократического лидера, а не экс-диктатора.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Выборы будут жестко зависеть от административного ресурса. В том составе, в котором могла приехать миссия ОБСЕ, она все равно не смогла бы в полном объеме выполнить весь необходимый набор процедур, так что теперь только легче будет использовать незаконные, полузаконные и околозаконные методы для получения необходимых результатов на выборах. Но если бы наблюдатели приехали, вряд ли они могли бы этому противостоять.

ОБСЕ прагматично подходит к своим обязанностям. Если бы наблюдателям прислали приглашения, как это принято, за несколько месяцев, возможно, они и смогли бы даже в уменьшенном составе как-то организовать свою работу. Но сейчас они просто трезво оценили ситуацию: если втрое урезаны их численность и время работы, они просто не смогут выполнить свою функцию - так зачем тратить деньги налогоплательщиков, за которые они отвечают?

Я не думаю, что со стороны ОБСЕ это ярко выраженный мстительный ответ. Скорее, будучи прагматиками, они просто понимают, что при таком повороте событий их функции теряют смысл. Вероятно, на это и рассчитывали люди, которые потребовали сократить количество наблюдателей и выслали приглашения с опозданием на несколько месяцев.

Георгий Сатаров, президент общественного фонда "ИНДЕМ":

Можно предполагать, что ОБСЕ объявит выборы депутатов в Госудуму нелегитимными, противоречащими нормам демократии и права. Я думаю, что эти оценки будут поддержаны и другими авторитетными организациями. Конечно, это некоторым образом скажется на уровне парламентского сотрудничества между Россией и ЕС.

Кроме того, возникнет неопределенная ситуация с президентскими выборами: какова будет легитимность избранного президента? Что-то мне подсказывает, что наши рассердятся и ситуация с нарушениями будет только усугубляться.

Анна Карпюк, 16.11.2007


новость Новости по теме