статья Куда ведут общество

Андрей Колесников, 22.06.2007
Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Паркетный политолог и, как все придворные политологи, империалист Александр Дугин написал "учебник" под названием "Обществоведение для граждан новой России" на 784 страницах. Раньше Дугина держали в экзотической резервации изданий и издательств, предназначенных, как и сам автор, для бородатых околофашистских интеллектуалов, испытывающих не столько горе, сколько горечь от ума. Теперь его массовка, немного путаясь в понятиях, докладывает, что "учебник" написан по заказу Путина.

Лично, разумеется, глава государства его не заказывал. Но после выступления президента на встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, где были даны установки по формированию новых кратких курсов, чья цель - вытравить у россиян чувство вины, после того как единороссы Семаго и Баржанова внесли законопроект по стандартизации учебников истории и обществоведения, новость об "учебнике" Дугина сразу заиграла на новый лад. А что как эти 784 страницы стандартизируют? Если кто раз в жизни видел веселого циника депутата Семаго хотя бы по телевизору, уже никогда не усомнится в том, что он унифицирует любое идеологически нечуждое пособие - хоть краткий курс, хоть длинный. Мало (во всех смыслах слова) не покажется.

В качестве промоутерского мероприятия по продвижению "учебника" Дугина, которому предшествовали такие произведения автора, как "Конспирология", "Эволюция парадигмальных оснований науки", "Тамплиеры пролетариата", "Консервативная революция" и др., было избрано обвинение директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова в шпионаже в пользу США. Из Тишкова, вполне себе респектабельного представителя сегодняшней научной элиты, члена Общественной палаты, тот еще шпион. Но чего у него не отнимешь, так это последовательных антифашистских, антиксенофобских взглядов. А у Дугина, бродящего по тем же коридорам Старой площади, что и Тишков, вырос на конкурента большой зуб. А что у нас сейчас в мейнстриме? Правильно, иностранцы и шпионы, на них работающие. И это только на первый взгляд обвинение выглядит абсурдным в своей безобидности и безобидным в своей абсурдности: между 1936 и 1937 годами перерывчик небольшой, а граница незаметна.

Тишков резонно заподозрил, что это месть за то, что он пренебрежительно отозвался об "учебнике" Дугина (который, заметим попутно, на самом деле "решебник", потому что содержит набор окончательных решений "атлантического" вопроса). "Решебник" явно дорог автору, потому что даже то обстоятельство, что его не пустили на Украину, он связывает со страхом и трепетом украинского руководства по поводу всей правды жизни, описанной на этих семистах с гаком страницах. Разумеется, это снова преувеличение: Дугина не пустили на Украину по совокупности заслуг. Я бы лично его тоже мало куда пускал. И единственное, что мешает официально обозначить произведения Александра Гельевича как фашистские, - это необычайная мутность и многословность его творчества, что, впрочем, и является одним из верных родовых признаков сочинений именно такого рода. Но опять-таки промоушн был дополнен еще одним вполне грамотным маркетинговым ходом.

А тут еще и вышеупомянутая встреча на "ближней даче" в Ново-Огареве с обществоведами подвернулась. И "учебник" обрел двойную, тройную, четверную важность в свете новых задач. Если власть озаботилась историей и обществоведением, да еще школьными, - жди беды: положено начало формирования нового единственно верного учения. Не зря президент сказал, что "в гуманитарном просвещении Россия всегда имела не просто передовые, а часто и лидерские позиции". Чистая правда: это подтвердит каждый, кто на разных гуманитарных факультетах советских вузов изучал такие дисциплины, как научный коммунизм, научный атеизм, история КПСС, политэкономия социализма, исторический и диалектический материализм, колхозное право, а также ряд предметов, преподававшихся на военных кафедрах. Я, например, будучи студентом юридического факультета краснознаменного МГУ имени товарища Ломоносова, внимательно, с карандашом, а нередко и курсантской портянкой в руках, изучал все вышеуказанные дисциплины и совершенно согласен с тем, что в их преподавании у Советского Союза были "лидерские позиции".

История России - штука непростая. Недаром, как нас учит Дугин А.Г., которому спать не дают лавры известных борцов с космополитизмом в обществоведении тт. Митина М.Б., Александрова Г.Ф., Чеснокова Д.И., русская цивилизация есть продукт слияния Леса и Степи. И неслучайно в трактовке президента мрачных страниц в нашей истории "было меньше, чем у некоторых других". И не будем показывать пальцем на некоторых других, хотя это как раз те самые американцы, они же, по версии Дугина, атлантисты. Какую историю напишем и стандартизируем, такой и будем гордиться. Там будет все: и величайшая геополитическая катастрофа XX века, и грабительские реформы Чубайса-Гайдара, и мигранты, отнимавшие рабочие места у русского народа, и слияние Леса со Степью.

Что делать будем? Гордиться такой историей будем. Завидовать самим себе.

Андрей Колесников, 22.06.2007