статья Hа мюнхенской кушетке

Андрей Пионтковский, 16.02.2007
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Отношение российского политического класса к Европе, к Западу в течение последних трех-четырех столетий всегда было противоречивым, болезненным и чрезвычайно эмоционально насыщенным. Лучшим русским политическим текстом и сегодня остается написанная в 1918 году поэма Александра Блока "Скифы" с ее знаменитыми строчками "Она глядит, глядит в тебя и с ненавистью, и с любовью" и "...мы обернемся к вам своею азиатской рожей".

Как и триста лет назад, и двести, и двадцать, мы понимаем, что нам не обойтись без западных технологий, ивестиций, что автаркия и железный занавес будут означать экономическую и геополитическую катастрофу России. Мы знаем, что русская культура является органичной частью европейской.

Но тем не менее похоже, что Запад раздражает нас самим фактом своего существования. Мы воспринимаем его как психологический, информационый, духовный вызов. Мы постоянно убеждаем себя в имманентной враждебности и злонамеренности Запада по отношению к России, потому что это льстит нашему самолюбию и легче объясняет наши неудачи и провалы.

Возьмите любое респектабельное издание и прочтите последние сто статей на внешнеполитические темы. Девяносто восемь из них будут полны обид, претензий, раздражения, яда, враждебности, адресованных Западу. При этом, однако, большинство их авторов предпочитают проводить как можно больше времени в западных столицах и на западных курортах, хранить деньги в западных банках и посылать детей учиться в западные школы и университеты.

Все эти мотивы великолепно выражены в знаменитой блоковской поэме. Страстное объяснение в любви к Европе при малейшем сомнении во взаимности сменяется угрожающим "А если нет - нам нечего терять, и нам доступно вероломство".

При чем тут "пять тысяч штыков в Болгарии", три самолета в Литве, Косово, иранский юдофоб или северокорейский говнюк? Все это не более чем сиюминутные поводы, необходимые страдающей маниакально-депрессивным синдромом российской "элите" для выяснения отношений с вечно ненавидимым и вечно любимым Западом. Не к случайному собутыльнику, а к небесам Запада обращен экзистенциальный русский вопрос "А ты меня уважаешь?".

На прошлой неделе его задавал в Мюнхене на очередном сеансе душевного стриптиза очередной русский пациент. Неважно, как его звали - Иванов, Петров, Сидоров, Ельцин, Примаков, Путин, Караганов, Никонов, Кокошин, Мигранян, Третьяков...

Почему-то большим державно-патриотическим стилем считается перечисление с надутыми губками в различных западных аудиториях одно и того же стандартного обидничка- однополярный мир, договор ПРО, расширение НАТО, подползание НАТО, окружение НАТО.

Очнитесь, уважаемые властители российских дум. В каком мире, в каком веке вы живете?

Где сейчас тысячекратно воспетая вами гигантская агрессивная военная машина НАТО? Она действительно подползла к священным рубежам бывшего Советского Союза, но совсем с другой стороны. И боюсь, что для того, чтобы там и скончаться, защищая эти рубежи от продвижения исламских радикалов. Когда под улюлюканье борцов с "однополярным миром" НАТО уйдет из Афганистана и из истории, фронты исламской революции будут проходить уже через страны Средней Азии. А если взглянуть немного восточнее, там тоже происходят интересные события. Вот что сообщалось о них на днях в российской прессе:

"В сентябре 2006 года Китай провел беспрецедентные по масштабам 10-дневные учения Шэньянского и Пекинского военных округов Народно-освободительной армии Китая (НОАК), двух самых мощных из 7 китайских округов. Именно эти округа прилегают к границе с Россией, Шэньянский противостоит Дальневосточному, а Пекинский - Сибирскому военному округу ВС РФ. В ходе учений части Шэньянского ВО совершили бросок на расстояние 1000 км на территорию Пекинского ВО, где провели учебное сражение с частями этого округа.

Подобный сценарий учений - это подготовка к войне с Россией, причем отрабатывается наступление, а не оборона. Применительно к Тайваню указанный сценарий не имеет смысла. Отрабатываются глубокие наступательные операции на суше, в горно-степной местности, их объектами для Китая могут быть лишь Россия и Казахстан. Третьего не дано. Кстати, рельеф той местности, где проходят учения, аналогичен забайкальскому, а 1000 км - это как раз от российско-китайской границы по р. Аргунь до Байкала. Против Казахстана расположен Ланьчжоуский военный округ НОАК, он в указанных учениях участия не принимал и своих не проводил. Учились именно Шэньянский и Пекинский округа".

Но кому это интересно в нашей маленькой психиатрической больнице. Гораздо приятнее предаваться привычным глюкам - штыки в Болгарии, русофобы в Куршевеле, клеветники России в Скотленд-Ярде. Ну что ж. В не столь отдаленной перспективе многовековые мучительно сложные психологические отношения ее пациентов с Западом могут наконец существенно упроститься. Не надо уже будет ездить на психоаналитические конференции в Мюнхен и оборачиваться там какой-то специальной "азиатской рожей". C ней и так все будет ясно.

Андрей Пионтковский, 16.02.2007