статья Жизнь после смерти

Анна Карпюк, 22.12.2006
Сапармурат Ниязов. Фото с сайта www.turkmenistan.ru

Сапармурат Ниязов. Фото с сайта www.turkmenistan.ru

Сапармурат Ниязов скончался внезапно, не успев (или не пожелав) подготовить преемника. О том, как будет развиваться ситуация в Туркменистане и как это может повлиять на отношения с Россией, Европой и США, рассуждают эксперты: Фархад Ильясов, Галина Хизриева, Сергей Никитин и Иван Меркель.

Фархад Ильясов, политолог:

В целях государственной безопасности исполняющим обязанности президента был назначен Гурбангулы Бердымухаммедов; имя преемника будет объявлено 26 декабря. Это говорит о том, что в республике произошел тихий военный переворот: Государственный совет не уполномочен назначать исполняющего обязанности президента.

И.о. президента по Конституции должен быть председатель парламента Туркменистана Овезгельды Атаев. Но Атаева задвинули под предлогом того, что против него возбуждено уголовное дело, хотя это не является основанием для отстранения его от должности. Так или иначе, в случае отстранения председателя парламента от должности исполнять обязанности президента должен его заместитель.

Неправомерное решение принял Совет безопасности, в который входят все силовики: главы Министерства обороны, Управления погранвойск, Министерства национальной безопасности, МВД и Службы личной охраны президента. Это значит, что силовики договорились и взяли власть в свои руки.

Если это произошло, значит, эта акция реализована начальником личной охраны Ниязова Акмурадом Реджеповым, выпускником Высшей школы КГБ СССР. В течение последних 15 лет он неотлучно был при Ниязове, пользовался его доверием и уважением и на сегодняшний день обладает максимальным политическим влиянием и административным ресурсом в стране. Его характеризуют как человека умного и эрудированного. Ниязов согласовывал с ним назначения большинства силовиков. Скорее всего, реально контролирует ситуацию в стране именно Реджепов.

Если силовики говорят, что уже 26-го будет назван преемник, а выборы, которые по Конституции должны состояться через два месяца, не назначены, значит, произошел такой тихий военный переворот.

Возможно, Акмурад Реджепов выдвинется на первую роль и будет потихонечку править в рамках определенного уровня преемственности власти. Возможны некоторые послабления в бизнесе и в политике, но только некоторые - в целом курс сохранится. Прорисовывается такая тревожная картина.

На самом деле мы не знаем, сколько времени прошло после смерти Ниязова. Возможно, он скончался не 21 декабря, а раньше и все это время шли активные консультации. Велика вероятность того, что какие-то консультации шли с Москвой и Вашингтоном. И, может быть, они заручились поддержкой той или иной стороны.

Галина Хизриева, эксперт Центра проблем современного Востока при РГГУ:

После распада СССР Туркменистан был для нас достаточно закрытым пространством. Известно, что у власти там находится ахалтекинский клан, выходцем из которого был Сапармурат Ниязов.

Туркменский народ делится на несколько кланов, из которых самый большой и влиятельный – ахалтекинский. Туркменистан делится на развитый Север и отсталый сельский Юг. Поэтому скорее всего южные кланы будут бороться за власть с северным ахалтекинским кланом, который много лет стоит у власти. Ситуация будет развиваться так же, как в Киргизии и Узбекистане. И мы можем получить какую-нибудь очередную революцию.

Ниязов достаточно успешно сотрудничал с представителями разных кланов и умел разграничить их интересы. Сейчас непонятно, удастся ли это тому, кто сменит его на посту главы государства. Ниязов не успел подготовить преемника, как Гейдар Алиев, которого сменил на посту его сын.

После развала СССР на смену коммунистической идеи пришла "Рухнама", в которой все концентрируется на личности Ниязова. До сих пор туркмены не знали никакой другой формы государственности кроме подчинения авторитарной личности.

Следует также обратить особое внимание на отношение Ниязова с немецким бизнесом. Все его деньги хранились в Deutsche Bank'е, это было чем-то вроде нашего стабилизационного фонда. Сейчас совершенно непонятно, кто сможет распоряжаться деньгами на счетах Ниязова, которые выводились из Туркмении.

Сапармурату Ниязову удавалось сдерживать исламский радикализм. Непонятно, что будет сейчас происходить, как будут складываться отношения с соседним Афганистаном и с мусульманским миром вообще.

Российское правительство Сапармурат Ниязов всегда устраивал, потому что с ним всегда можно было договориться о ценах на газ. Если в результате смены власти туркмены поднимут цены на газ, в России может случиться энергитический кризис.

Сергей Никитин, директор московского представительства Amnesty International:

Основная забота Amnesty International – наблюдение за ситуацией с правами человека. Мы можем сказать, что права человека при Сапармурате Ниязове нарушались очень сильно. Сейчас, когда Туркменистан находится в такой пограничной ситуации, "Международная амнистия" призывает власти Туркменистана предпринять какие-то акции, чтобы отреагировать на те нарушения прав человека, которые происходили прежде.

Мы обращаем особое внимание на обязанности перед Организацией Объединенных Наций, перед теми документами, которые подписал и ратифицировал Туркменистан, чем наложил на себя определенные обязательства. Мы настаиваем на том, чтобы Совет по правам человека ООН смог бы направить в эту страну своих представителей, а также на допуске представителей Международного Красного Креста и других независимых наблюдателей к узникам, особенно к тем, кто находится в заключении в связи с так называемым покушением на президента Ниязова, которое якобы имело место в ноябре 2002 года.

Мы также призываем провести независимое и тщательное расследование всех свидетельств применения пыток к заключенным и задержанным. Мы призываем к тому, чтобы виновные в пытках предстали перед справедливым судом.

Трудно сказать, изменится ли ситуация с правами человека в Туркменистане после смены власти. Какое-то наследие Ниязова безусловно останется в стране. По-видимому, многие его единомышленники останутся на руководящих постах, и снижает вероятность серьезных изменений. Но все же можно надеяться, что с уходом авторитарного лидера какие-то положительные сдвиги произойдут. Именно поэтому мы высказываем свои пожелания.

Иван Меркель, туркменский предприниматель, эмигрировавший в Россию:

За годы правления Ниязова Туркменистан практически превратился в исправительную колонию. Штаты всех карательных органов были колоссально расширены. Никакой совершенно демократии не было. Я надеюсь, к власти придут люди способные построить более демократичное общество.

Что касается отношений между Россией и Туркменистаном, я думаю, они не изменятся, поскольку мы связаны не только в политике, но и в экономических вопросах. От смены власти в Туркмении ничего не потеряет и Европа. В Туркмении практически не было независимых экспертов, в частности, по запасам газа. После смены власти можно надеяться на большую прозрачность и доступность информации, в том числе и в этих вопросах. Такого рода информация должна быть доступна не только руководству Туркменистана, но и всем заинтересованным.

Анна Карпюк, 22.12.2006


новость Новости по теме