статья Интервью Путина: мнения политологов

31.01.2006
Встреча Владимира Путина с журналистами. Кадр РТР

Встреча Владимира Путина с журналистами. Кадр РТР

Три с половиной часа президент отвечал на вопросы в ходе традиционной встречи с российскими и иностранными журналистами. По мнению опрошенных "Гранями" политологов, все это только для того, чтобы дать понять: такой президент народу нужен и он останется с нами надолго.

Дмитрий Орешкин, руководитель группы "Меркатор":

Я вообще не очень понял, зачем президент встречался с журналистами. Обычно такие конференции созываются для того, чтобы сказать городу и миру о чем-то новом в своей политике. Сказано нового было мало. Не думаю, что он собрал журналистов, чтобы поздравить с Новым годом, с годом Красной собаки.

Цель конференции стала понятна, когда журналистка задала последний вопрос о том, не возглавит ли Путин после окончания второго срока "Газпром". Путин сказал, что не видит себя бизнесменом. И вопрос этот был очень нужный. Потому что появилось мнение, что Путин готовит себе синекуру в виде "Газпрома". Президент сказал, что найдет свое место в строю. Тем самым он косвенно заявил, что намерен оставаться в политике, правда, непонятно, в каком качестве. Вряд ли Путин уйдет в 54 года на пенсию.

Выделю также ответ на вопрос об "английских агентах". Президент по-царски их простил. У меня есть подозрение, что просто предъявлять им было нечего.

Ольга Крыштановская, руководитель Центра по изучению элиты института Социологии РАН, доктор социологических наук:

Самое главное, что Путин сказал: "Ребята, у нас все так хорошо, все так замечательно!" Это дает такую мощную зарядку, как от решения XXIV съезда КПСС. И не важно даже, какие это решения, важно ощущение эмоционального подъема, оптимизма.

Путин показал, что внешняя политика России такова: на международной арене есть конкуренция сверхдержав, а Россия - сверхдержава. И мы будем конкурировать, мы не позволим обижать Россию, Россия уже не слабая страна, какой была в 90-е годы. У меня сложное чувство по отношению к этой позиции. С одной стороны, мне не нравится авторитарный курс, с другой - лучше иметь осознанный политический курс, чем не иметь никакого. Сейчас команда лучше себе представляет, как надо проводить внешнеполитический курс. Вообще, надо сказать, власть стала умнее, появился опыт, уверенность в себе. Конечно, можно со многим не соглашаться, но и не видеть этого нельзя.

А встреча с журналистами очень полезна. Власть всегда тяготеет к закрытости, и поэтому любой открытый разговор можно только приветствовать.

Андрей Федоров, директор Фонда политических исследований и консалтинга:

Путин продемонстрировал уверенность в правоте курса, которым идет, причем показал, что правота возникает из самой логики жизни. Условно говоря, это была речь президента-победителя. Он мог позволить себе говорить свободно. Не было ни одного вопроса, на который он не мог бы ответить или отказался бы отвечать.

Безусловно, выступление Путина окажет психологическое влияние на общество. Уверенность президента - это сигнал людям, что не следует бояться завтрашнего дня: "Пока я у власти, ничего страшного не произойдет".

Президент избегает прямого ответа на вопрос о преемнике. И это логично. Еще только начинается 2006 год, а потом, с моей точки зрения, Путин сам себе преемник, это он демонстрирует своей уверенностью. И сегодняшняя встреча президента с журналистами укрепит народ в том, что нельзя расставаться с Путиным.

Игорь Бунин, директор Центра политических технологий:

Ничего неожиданного Путин не сказал. Интересен сам характер конференции. Она была посвящена России и исправлению образа России в глазах Запада перед саммитом "большой восьмерки", который состоится в Петербурге, а Россия будет председательствовать. Президент пытался смягчить подозрения Запада в том, что Россия становится авторитарной, закрытой страной. Его общение с журналистами было направлено на то, чтобы ликвидировать намеки, что Россия становится авторитарной, незападной, нелиберальной. Например, когда Путин отвечал на вопрос о политической системе, он подчеркивал, что создана демократическая Общественная палата. В сфере экономики он отмел нерыночные механизмы управления. По внешнеполитическим вопросам сказал, что Россия не допустит того, чтобы Иран создавал свой обогащенный уран. В скандале с НКО он подчеркнул, что неправительственные организации нужны и должны развиваться, но не должно быть "кукловодов". То есть пытался представить вполне демократический, цивилизованный образ России, которому Россия перестала соответствовать в глазах западных стран. Для режима, для Путина это был естественный и необходимый шаг.

31.01.2006


новость Новости по теме