статья Свихнувшийся циферблат

Илья Мильштейн, 11.01.2006
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Время после революции летит быстро. Порой быстрее, чем хотелось бы всем: элитам, населению, иностранным лидерам, экспертам. Всем, за исключением проигравших.

После распада СССР Украина, если сравнивать с нашими реалиями, полтора десятилетия жила как бы при позднем Ельцине. Свобода слова в стране счастливо сочеталась с управленческим маразмом, олигархические войны соединялись с мрачной уголовщиной, а главным игроком в стране оставалась власть. И Кравчук, и Кучма как-то ухитрялись контролировать все: сырьевые ресурсы, оппозицию, народное недовольство, братскую дружбу с Москвой. Свой новый срок в 1999 году Кучма выиграл чисто по-ельцински, завербовав по образцу Лебедя популярных оппозиционеров Ющенко и Тимошенко, что позволило ему во втором туре более или менее легко справиться с местным Зюгановым – коммунистом Петром Симоненко. Позже украинский "коллективный Лебедь" повторил печальную судьбу российского командарма. Сперва в отставку (затем на полтора месяца и в Лукьяновскую тюрьму) отправилась неистовая леди Ю. Затем, использованный по полной программе, из власти был изгнан Виктор Ющенко.

Потом время сдвинулось еще дальше назад, и оранжевая революция стала украинским Августом. Речь шла не только о Ющенко или Тимошенко. Как у нас в 91-м, люди выходили прежде всего защищать себя, а не Белый дом с Ельциным, не говоря уж о Хасбулатове с Руцким или Бурбулисе. Украинцы протестовали против навязанного Януковича с его веером погашенных судимостей, подобно нам, которых мутило при виде "нормального мужика" Янаева и всей этой военно-гэбэшной банды ГКЧП. Как выразился киевский режиссер Александр Рутковский, "на Майдане этика восторжествовала и над эстетикой, и над политикой". У нас – тоже.

Однако с этикой шутки плохи, а время после революции летит настолько быстро, словно конец света уже завтра. Победивший народ предельно строг со своими победившими вождями, поскольку ждет немедленных перемен и личного счастья за ближайшим поворотом. Нам понадобилось два года, чтобы победители, вглядевшись друг в друга, учинили малую гражданскую войну в центре столицы и тот, кто вывел танки, оказался сильнее тех, у кого под рукой имелись лишь гранатометы. На Украине и года не прошло, как Ющенко разругался с Тимошенко, часть оранжевых прокляла Ющенко, а тот, продвигая в премьеры Юрия Еханурова, заключил "похабный мир" с бывшим конкурентом.

Сегодня рушатся и эти схемы. Тот самый Янукович, который (как по команде) радовался назначению Еханурова, вместе со своей фракцией отправляет его в отставку. Та самая Тимошенко, которая столь жестко выступала против конституционной реформы, ограничивавшей власть президента, солидарно с донецким "проффэссором" топит премьера. Ющенко грозит распустить парламент. А либерально настроенные граждане Украины, простоявшие столько дней на Майдане против Путина-Януковича, как и мы в 93-м, с тоской и болью глядят на происходящее и на свихнувшийся циферблат. По-видимому, грядут разборки в Конституционном суде, куда президент намерен обратиться в поисках юридической управы на депутатский корпус. Для полного счастья Украине не хватает только Зорькина.

Точно как у нас? С той лишь разницей, что россияне вслед за поэтом могли бы сказать: "Это всё мы сами натворили бед. Никого над нами не было и нет". У соседей есть чем утешиться, хоть утешение это весьма специфического свойства. Помимо малодоговороспособных местных элит у них на арене с успехом выступают заезжие гастролеры. В игре активно и с удовольствием участвует Старший Брат.

С тех пор как на Украине победила революция, самые громкие скандалы в этой стране поддерживаются, а то и учиняются Кремлем. Например, сорванный генпрокурором Устиновым визит Юлии Тимошенко в Москву и скоропостижное закрытие ее дела, едва леди Ю добралась-таки до нашей столицы и успешно, по ее словам, пообщалась с Путиным. Недавняя спецоперация "Газават" также была одним из эпизодов широкомасштабной игры, в которой наш памятливый Монте-Кристо избывал свои оранжевые комплексы. Правительственный кризис, начавшийся вчера после того, как Верховная рада отправила в отставку кабинет Еханурова, как можно теперь понять, очередная и далеко не последняя серия в данном сериале.

Наш знаменитый депутат-международник Константин Косачев смотрит в корень, говоря: нынешние разборки в украинских элитах – это прежде всего удар по Ющенко и следствие газового скандала. Уточним: его бьют сегодня с двух сторон. Против президента объединились и пророссийские политики, и те, кто видит в договоре Украины с "Газпромом" катастрофические последствия для страны.

Это большой локальный успех кремлевской внешней политики.

Со времен оранжевой революции Путин многому научился. Грубые схемы, предусматривавшие тупое давление на украинский электорат и многократные поздравления проигравшему, сменились более тонкими, многоходовыми. В моде взволнованные речи о цивилизованном рынке и рыночных ценах на газ, замороженных под Януковича. На повестке дня – кропотливая, терпеливая, подробная обработка украинских элит с учетом личных проблем, особенностей политической биографии и скорых выборов. Голос Литвина, чья фракция проголосовала как надо, хорошо слышен на знаменитых пленках Мельниченко. Леди Ю, чья фракция тоже проголосовала как надо, видит себя на посту украинского премьера и готова разговаривать с Ющенко только с позиции силы. Медведчук со своими эсдеками и Янукович с Партией регионов всегда голосуют как надо.

Игра идет тонкая, но стиль прежний – провокация. Год с лишним назад в Киеве прикремленный политтехнолог день за днем пугал украинцев почти неизбежной, по его словам, гражданской войной, провоцируя эту войну изо всех сил. Год с лишним спустя ситуация выглядит хуже той, что сложилась после "победы" Януковича. На Украине наш 93-й год. Умело подготовленный и годный к эксплуатации. Если дойдет до рукопашной, никакой Солана не сунется мирить обезумевших. Миротворцем станет Кремль.

Есть, однако, надежда, что данный сценарий не проканает. Во-первых, Украина не Россия, о чем предупреждал в своей книжке умолкший ныне Кучма. Во-вторых, наш многообещающий пример у всех перед глазами: именно со времен октябрьских началось постепенное одичание России, и танки, стрелявшие по Белому дому, вскоре нашли себе более крупную цель, и олигархический капитализм, дичая вместе с обществом, постепенно докатился до своей чекистской разновидности. До победы ГКЧП, если называть вещи своими именами. В-третьих, Ющенко не Ельцин. Насильственные методы подавления оппонентов отвратительны ему изначально. Он предпочитает диалог. Похоже, у него есть время, хоть оно и разогналось в эти дни. До марта Рада лишена полномочий формировать собственное правительство, и толерантный Ехануров пока остается со своим кабинетом и приставкой и.о.

На Украине холода и проблемы с теплом. Спьяну можно замерзнуть насмерть. Или протрезветь. Значит, шанс договориться сохраняется у всех, кого "играют" в эти дни и кто полагает, что ведет самостоятельную игру. Еще не догадываясь, что заигрался.

Илья Мильштейн, 11.01.2006