статья Уроки 31 июля

Эдуард Лимонов, 04.08.2009
Эдуард Лимонов. Фото Граней.Ру

Эдуард Лимонов. Фото Граней.Ру

Состоялась акция на Триумфальной площади. 31 июля в 18 часов сотни несогласных пришли на Триумфальную. Там собрались как активисты оппозиционных организаций, так и граждане, ответившие на призыв "Другой России". Очевидцы говорят о совсем неизвестных в оппозиции гражданах, в том числе и пожилых.

По данным ГУВД, 47 несогласных были задержаны и около двухсот, по тем же данным ГУВД, собрались на Триумфальной. Если количество задержанных и привезенных в несколько отделений милиции более или менее верно, то по нашим сведениям, еще около сорока несогласных были задержаны на подходе к площади и вскоре отпущены.

Задача милиции была не допустить их на площадь. Не знаю, вошли ли я и трое моих сторонников в милицейскую статистику. Я был задержан на так называемой Пречистенской площади у метро "Кропоткинская" в результате спецоперации с участием около пятидесяти милиционеров и оперов (из них десять омоновцев). Меня, по-видимому, задержали по результатам телефонной прослушки, потому что слежки за нами не было.

Целая банда правоохранителей бросилась к нашим "Жигулям", после того как нас остановил инспектор ГИБДД. Омоновцы ворвались в двери "Жигулей", вытащили нас и потащили в автобус. Привезли в ОВД "Хамовнический". Там после нескольких часов оформления бумаг нам предъявили лживые обвинения в проведении несанкционированного митинга на Пречистенской площади. Омоновцы беспечно дают всегда лживые показания по "фабуле", которую им приносят.

Но вернемся на Триумфальную. По нашим подсчетам, на площади собралось раза в четыре больше несогласных, чем утверждают в ГУВД, то есть около восьмисот человек. Естественно, они не могли образовать общую единую массу, но вынуждены были смешаться с милицией, операми и журналистами. Людей хватали в ритме вспыхивающих на площади очагов протеста и отвозили либо относили в автобусы. Жестче всех задерживали группу нацболов во главе с Сергеем Аксеновым, сцепившихся в цепь и сидевших на асфальте.

Во всех случаях, впрочем, налицо было нежелание милиции набрать слишком большое количество задержанных. По-видимому, им был отдан приказ не брать слишком много пленных, дабы общественное мнение не поняло по количеству пленных, что акция была массовой.

Еще одна характерная особенность событий 31 июля - задержанных активистов даже не стали оформлять для судов, отпустили по истечении дня. Что касается меня и двоих товарищей, задержанных со мною у "Кропоткинской", то в ОВД бумаги были составлены, но когда в понедельник, 3 августа, нас привезли к мировому судье в 363-й участок (улица 1905 года, д.4), то судья отказался рассматривать дело, настолько противоречиво были составлены бумаги. По обвинению получилось, что я "препятствовал проведению" своего собственного митинга. Судья вернул дело в милицию. Такое впечатление, что бумаги были намеренно составлены с нарушениями, дабы избежать суда.

Интересно, что суды не состоялись и по делам задержанных на митинге 31 мая (среди них был и я). И не состоялись по той же причине: судья отправила дела на доработку, а там истек и срок давности - два месяца. Видимо, это новая тактика власти - не доводить дела до суда, дабы их нельзя было обжаловать. Таким образом власти сходит с рук незаконное задержание. Статьи 20.1 и 20.2 - "закрывные", на срок до 15 суток, я рад быть на свободе, однако я хотел бы, чтобы у меня было решение суда, и я бы его обжаловал.

Уроки 31 июля таковы. Власть поняла, что 31 июля отличается от предыдущих разрозненных маршей и митингов несогласных, что это начало целой кампании гражданского неповиновения, и потому подготовилась к акции. В глаза бросалось значительнейшее усиление сил милиции на площади: грузовики, собаки, автобусы с ОМОНом в многократном усилении, если сравнивать даже с 31 мая. Власть понимает, что теперь отдельные акции каждого 31-го числа - это часть общей стратегии (я назвал ее "Стратегия-31") оппозиции и что серия заранее запланированных акций - это ущерб ее репутации.

Власть понимает, что оппозиция хочет превратить Триумфальную площадь в площадь Свободы. Омоновцам, например, их командиры объясняли, что если позволить "Другой России" собираться на Триумфальной, то однажды несогласные придут в таком большом количестве, что случатся народные волнения. Интересно, что руководство ГУВД накануне 31 июля ходило к Лужкову и убеждало московское правительство разрешить проведение митинга несогласных. Вряд ли, однако, это было в силах Лужкова, замечу я. Здесь федеральная власть решает.

31 июля случилось много чего. Опровергнуты лживое утверждение Обломовых от оппозиции, что, дескать, летом не следует проводить политических мероприятий, так как это время дач и отпусков. Опровергнуто либо находится в процессе опровержения утверждение Обломовых от оппозиции, что народ вначале должен толпами выходить на улицу, а оппозиция лишь придет и возглавит народ. Каждому, кто знаком с войной, известно, что всегда (и особенно в период ВОВ) в атаку встают вначале несколько человек, затем из окопов подымаются десятки, сотни людей, и вот уже наступает весь фронт. Иначе не бывает. По-народному говоря, телега не может быть впереди лошади.

Внимание СМИ оказалось огромным. События на Триумфальной площади целые сутки оставались первой новостью на Яндексе. Последний раз подобное случилось 3 марта 2007 года: марш несогласных в Петербурге, более двухсот сообщений.

Еще один итог: впервые у оппозиции появилась стратегия. Запланированы на Триумфальной митинги несогласных 31 августа, 31 октября и даже 31 декабря, все в 18 часов. Цель одна: реализация статьи 31 Конституции РФ.

"Стратегия-31" позволяет нам:

1. Обозначить горячую точку в городе, куда мы вызываем граждан отстаивать свои права: одна дата, один час, одна площадь, одна цель - добиться права проводить мирные митинги;

2. Мы экономим на средствах информации, объявив один раз, где и когда собираться, устанавливаем протестную традицию;

3. Граждане, приучившись к площади Свободы (Триумфальной), будут в дальнейшем знать, куда являться в случаях крупных политических ЧП;

4. Вокруг живой борьбы за статью 31 Конституции можно объединить самые бесстрашные силы общества, невзирая на партийные различия;

5. Нашему обществу давно нужен единый, однажды поднятый беспартийный неполитический флаг. Мы подняли такой флаг;

6. Мы привлечем таким образом все больше несогласных и протестных сил каждый раз. Видя пример сотен смелых, к нам придут тысячи.

У "Стратегии-31", таким образом, есть единая цель, есть огромная перспектива развития.

Жду вас 31 августа в 18 часов на площади Свободы (Триумфальная). Надо.

Эдуард Лимонов, 04.08.2009