статья Кланирование России

Дмитрий Шушарин, 31.05.2005
Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин

Путин в этой истории меня интересует меньше всего. Ходорковский, в сущности, тоже. А вот государство – это очень даже привлекательный предмет. Российская Федерация после 1991 года прошла немалый путь развития, но национальным государством так и не стала, хотя и приближалась порой к нему. Но устройство страны осталось клановым. Суд над Ходорковским – триумф кланового принципа. Один клан полностью подчинил себе институты национального государства. И удушили именно того человека, который попытался не то чтобы сделать шаг в сторону, но просто заглянуть в иное политическое и социальное пространство.

Мертвый схватил живого, но сам живой создавал это царство мертвых. Клановое государство устраивало всех – и Ходорковского, и Чубайса, у которого сейчас появились серьезные шансы последовать за Ходорковским. Интересно, Чубайс действительно считал Володю совестливым (это Трегубова утверждает, что он так говорил о Путине) или просто отмахивался от окружающих? Он всерьез надеялся, что ему дадут провести стратегическую реформу отрасли, или... Или просто пост у него хороший? Это не имеет никакого значения, как и реальные мотивы и результаты поступков Ходорковского.

Как не имеют значения и мотивы поведения Путина, который, собственно, все делает со страху. По понятиям и нормам кланового государства Путин сегодня триумфатор. Что же касается последствий случившегося для России как национального государства, то это не имеет никакого значения.

Надо признать, что жертва была выбрана крайне удачно. Дело даже не в том, что Ходорковский самый богатый и успешный, да еще и счастливо женат. Дело в том, что товарищи из Кремля и с Лубянки знали, что адекватного сопротивления не будет. Не решится Ходорковский просто плюнуть в морду пахану, не поведет себя так, как советовал Солженицын, то есть не будет исходить из того, что прежней жизни не будет, что терять нечего. Не вспомнит он завет Шаламова: блатные не люди. И совершенно очевидно было, что все эти пиаровские и интеллектуальные структуры и организации, которые создавал Ходорковский, нацелены только на распил его денег, а потому ничего решительного и серьезного не придумают и не осуществят.

Понятно было также, что никакой реакции на Западе не будет. И нечего сейчас просить там помощи. Ответ будет неприятный, но справедливый: ежели вы сами выбираете такую власть, ежели вы терпите, что она травит детей-заложников газом, ежели вы терпите, что ваши спецслужбы остаются под подозрением в причастности к взрывам жилых домов, ежели значительная часть вашего общества приветствует расправу над Ходорковским, то почему мы должны выполнять за вас вашу работу? Ведь у вас были шансы. А вы что сделали?

Действительно - что? Сейчас можно сколько угодно возмущаться тем, что Путин разрушил избирательную систему, отлучил нас всех от выборов. Но что было в начале девяностых, когда Гайдар с Чубайсом начали свои реформы? Они часто обращались к гражданам страны с разъяснениями своих действий? Они объясняли значение залоговых аукционов? Они хоть как-то пытались представить свои действия как общенациональное дело?

Ответы на эти вопросы известны. Клановое государство не Путиным создавалось, но ему досталось. И если что и представляет интерес в двух этих людях – Путине и Ходорковском, – так это вопрос о том, выведет ли сегодняшний приговор Ходорковского за пределы клановой системы, станет ли он деятелем национального государства. Если, конечно, останется жив.

И не так уж много шансов выйти за пределы той системы, которая им была создана. Даже после смерти. Миллионы людей, погубленных Сталиным, при всем сочувствии к ним и отвращении к нему, так и остались частью его политической системы. Параллели тут вполне уместны.

Можно еще долго говорить и о так называемых либералах в правительстве, которые не скрывали своей гордости от того, что консультировали чекистов накануне ареста Ходорковского. И о тех пасынках девяностых годов из интеллигентов, которые радостно заявляют, что теперь считают себя отомщенными. И о многих других людях, которые вполне заслужили ту власть, которая у них есть.

Что же касается прогнозов – неблагодарное это дело. И бесполезное. События будут развиваться по законам клановой логики, а они непостижимы для умов, затуманенных поисками смысла в государственной деятельности.

ПРИГОВОР ХОДОРКОВСКОМУ: ОБСУЖДЕНИЕ

Дмитрий Шушарин, 31.05.2005


новость Новости по теме