новость Украинца-политзека Литвинова этапировали в Магадан

30.01.2017
Сергей Литвинов. Фото Антона Наумлюка

Сергей Литвинов. Фото Антона Наумлюка

Украинского крестьянина Сергея Литвинова, осужденного в России к восьми с половиной годам строгого режима по сфабрикованному делу о разбое, этапировали из ИК-15 (Батайск, Ростовская область), в Магадан. Об этом сообщила на своей ФБ-странице живущая в Киеве политэмигрантка Яна Гончарова, координатор проекта "Слова свободы".

Причины перевода Литвинова в другую колонию в публикации не поясняются. Как давно политзека забрали на этап, Гончарова также не пишет.

Единственная колония строгого режима в Магаданской области - это ИК-4 в поселке Уптар. Поселок административно входит в черту областного центра, однако физически отдален от него примерно на 40 километров. В 2015-2016 годах в ИК-4 содержался другой украинец-политзек - фигурант дела "крымских террористов" Алексей Чирний, осужденный к семилетнему сроку. В мае 2016-го Чирния с непонятной целью привезли в Москву, а оттуда в конце сентября доставили в СИЗО-5 в Ростове-на-Дону. Дальнейшей информации о его судьбе в СМИ не появлялось.

Литвинову 33 года, он родился и всю жизнь прожил в селе Камышном Станично-Луганского района Луганской области, расположенном почти на границе с Россией. Окончил семь классов, работал в колхозе скотником. В армии не служил. Женат, есть 15-летняя дочь. По словам жены, "он ни писать, ни читать не умеет, ни деньги сосчитать".

12 августа 2014 года Литвинов по совету жены перешел границу, чтобы лечь на лечение в Тарасовскую ЦРБ в Ростовской области: на украинской стороне больница не работала. 21 августа оперативники ФСБ в масках похитили крестьянина из больницы и подвергли пыткам в лесу. Затем его доставили в ростовский изолятор, где пытки продолжились. 29 августа заложника обвинили в убийствах и военных преступлениях. СКР об аресте Литвинова сообщил лишь 1 октября 2014-го. Вероятно, тогда же крестьянина доставили на следствие в Москву.

Первоначально Литвинову вменялись часть 2 статьи 105 (убийство; санкция вплоть до смертной казни) и часть 1 статьи 356 российского УК (применение запрещенных средств и методов ведения войны; срок до 20 лет колонии). Согласно первоначальной фабуле дела, крестьянин был бойцом батальона украинской Нацгвардии "Днепр" и в этом качестве совершил в Станично-Луганском районе массовые убийства, жертвами которых стали 30 мужчин, 8 женщин и 1 девочка-подросток.

Литвинов сначала активно сотрудничал со следствием, однако в дальнейшем заявил о своей невиновности и отказался от дачи показаний. В апреле 2015 года делом заложника занялся независимый от ФСБ адвокат Виктор Паршуткин.

8 июля 2015-го в дело Литвинова добавили обвинение по части 3 статьи 162 российского УК (разбой в крупном размере; санкция от 7 до 12 лет). Его появление Паршуткин объяснил тем, что обвинение по статьям 105 и 356 разваливается. 25 ноября дело против крестьянина по этим статьям действительно было прекращено по реабилитирующим основаниям.

В итоге Литвинова обвинили в том, что он, находясь в Станично-Луганском районе, вместе с двумя неустановленными украинскими военными похитил у жителя Ростовской области Андрея Лысенко два подержанных автомобиля. "Потерпевший" Лысенко был в деле одновременно единственным свидетелем обвинения.

При этом обвиняемый настаивал, что Лысенко вовсе никогда не видел; это же он подчеркнул и в своем последнем слове. Паршуткин, со своей стороны, представил документы, свидетельствующие, что один из автомобилей действительно объявлен на Украине в розыск, но принадлежит он жителю Луганской области, а не российскому гражданину. Вторая же машина, по данным украинской ГАИ, находится в Луганске и вообще никогда не похищалась.

Несмотря на это, 20 апреля 2016 года судья Тарасовского райсуда Ростовской области Светлана Шаповалова вынесла Литвинову обвинительный приговор, Ростовский облсуд 9 августа его подтвердил.

4 июня 2016-го Литвинов потребовал от Генпрокуратуры России официальных извинений за незаконное уголовное преследование по статьям 105 и 356 УК. В августе стало известно, что чиновники письменно извинились перед политзеком.

Также осужденный подал в Басманный райсуд Москвы иск к Генпрокуратуре и СКР на сумму 3,3 миллиона рублей. Он отмечал, что почти 11 месяцев провел в СИЗО, прежде чем против него начали фабриковать дело о разбое. Также политзек указывал, что подвергался пыткам, факт которых подтвердила экспертиза, проведенная в ходе следствия. За необоснованное содержание в СИЗО Литвинов требовал 1 миллион рублей, за пытки - еще 2 миллиона. Еще 300 тысяч он просил взыскать с Генпрокуратуры за отсутствие извинений в связи с необоснованным преследованием; как можно заключить, после получения извинений это требование было отозвано.

Решение по иску вынесла 15 ноября судья Галина Грабовская. Она присудила политзеку компенсацию на сумму 1000 рублей. Адвокат Паршуткин назвал решение Грабовской "сущим безобразием" и пообещал подать на апелляцию.

30.01.2017


новость Новости по теме