новость Фигуранты первого крымского дела "Хизб ут-тахрир" отказались признать вину

01.06.2016
Фигуранты севастопольского дела "Хизб ут-тахрир" в суде, 01.06.2016. Первый справа - Руслан Зейтуллаев. Фото Эмиля Курбединова

Фигуранты севастопольского дела "Хизб ут-тахрир" в суде, 01.06.2016. Первый справа - Руслан Зейтуллаев. Фото Эмиля Курбединова

Фигуранты первого крымского (севастопольского) дела "Хизб ут-тахрир" Руслан Зейтуллаев, Рустем Ваитов, Юрий (Нури) Примов и Ферат Сайфуллаев после оглашения прокурором обвинительного заключения отказались признать вмененную вину. Об этом сообщает "Интерфакс-Юг".

В среду в Северо-Кавказском окружном военном суде, Ростов-на-Дону, прошли первые слушания по существу дела. Как указано на сайте суда, дело рассматривает судья Вячеслав Корсаков. Он входил в состав коллегии, которая летом 2015 года приговорила крымских узников Олега Сенцова и Александра Кольченко к 20 и 10 годам строгого режима соответственно. Ведет ли Корсаков процесс единолично или во главе судейской коллегии, не уточняется.

"Я не согласен с представленными доводами стороны обвинения, мы не являемся опасными преступниками", - заявил после оглашения обвинительного заключения Зейтуллаев, основной фигурант дела. Трое других политзеков его поддержали.

Адвокаты подсудимых, в свою очередь, отметили, что в тексте обвинительного заключения отсутствуют конкретные примеры инкриминированных фигурантам действий, которые бы подпадали под статью 205.5 российского УК (организация деятельности террористической организации или участие в ней).

Как уточняет на своей ФБ-странице адвокат Зейтуллаева Эмиль Курбединов, Корсаков навязал каждому из подсудимых по одному дополнительному адвокату из Ростова, хотя у всех фигурантов есть защитники по соглашению и против назначения дополнительных адвокатов они возражали.

Также, продолжил юрист, политзеки выразили протест в связи с помещением на время заседания в стеклянную камеру. Они заявили, что это противоречит Европейской конвенции.

Курбединов добавил: "Их заводят и выводят в зал суда в наручниках, при этом удерживая в согнутом в поясе положении".

Заседания в июне будут проходить почти каждый будний день. Свидетелей предполагается допрашивать по видеосвязи из Севастополя.

На слушаниях в среду присутствовали журналисты, а также представители генконсульства Украины в Ростове.

Предварительные слушания по делу прошли 18 мая. Фигуранты участвовали в них по видеосвязи из СИЗО-1 в Симферополе; в Ростов их доставили только к началу слушаний по существу.

Адвокаты политзеков заявили ряд ходатайств. В частности, они добивались исключения из дела недопустимых доказательств, возврата дела в прокуратуру для устранения существенных недоработок, истребования доказательств, необходимых для осуществления защиты. Также адвокаты настаивали на проведении выездных заседаний суда в Крыму, видеотрансляции слушаний, а также на том, чтобы обвиняемых не помещали в клетку или камеру.

Однако все ходатайства защиты были отклонены.

32-летнему Зейтуллаеву вменена часть 1 статьи 205.5 (организация деятельности террористической организации), предусматривающая срок вплоть до пожизненного. 31-летнему Ваитову, 40-летнему Примову и 33-летнему Сайфуллаеву инкриминирована часть 2 этой же статьи (участие в деятельности такой организации); им грозит от 5 до 10 лет колонии.

Рабочие-строители Зейтуллаев, Ваитов и Примов были арестованы 23 января 2015 года. Курбединов тогда же отмечал, что ранее все трое попадали в поле зрения СБУ, однако никаких свидетельств их противоправной деятельности получено не было. 2 апреля 2015-го был задержан Сайфуллаев. На другой день его также арестовали.

Следствие вело УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю. В деле 15 томов. Согласно фабуле дела, Зейтуллаев в марте 2014 года организовал в селах Орлиное, Тыловое и Штурмовое Балаклавского района Севастополя, а также в других частях города ячейку "Хизб ут-тахрир" для создания в Севастополе Крымского вилаята как административной единицы всемирного халифата. Как утверждается, от трех своих знакомых, вовлеченных в ячейку, Зейтуллаев требовал вести пропаганду идей "Хизб ут-тахрир", вербовать новых членов, а в дальнейшем - организовывать собственные подразделения этой структуры.

Примов, в отличие от других фигурантов дела, - не крымский татарин, а славянин. В марте 2014-го он приветствовал аннексию Крыма и одним из первых получил российский паспорт.

11 февраля 2016 года стало известно о фабрикации второго крымского дела "Хизб ут-тахрир". По нему задержали известного крымскотатарского правозащитника Эмир-Усеина Куку, а также Энвера Бекирова, Муслима Алиева и украинца-мусульманина Вадима Сирука. На другой день подконтрольный России Киевский райсуд Симферополя арестовал всех четверых. Позже сроки содержания в СИЗО им продлили до 8 июня.

Известно, что во втором крымском деле "Хизб ут-тахрир", так же как и в первом, одному из фигурантов вменена часть 1 статьи 205.5, а остальным - часть 2. Однако кому именно инкриминирована "организация деятельности террористической организации", неизвестно.

18 апреля были задержаны еще два фигуранта второго дела - Арсен Джеппаров и Рефат Алимов, молодые люди 23-24 лет. Как и ранее арестованный Бекиров, они жители поселка Краснокаменка (Кызылташ) в черте Ялты. На другой день Киевский райсуд Симферополя арестовал и этих фигурантов.

12 мая в Бахчисарае задержали четверых фигурантов третьего крымского дела "Хизб ут-тахрир". На другой день задержанные были арестованы. Энверу Мамутову вменена часть 1 статьи 205.5 российского УК, Рустему Абельтарову, Ремзи Меметову и Зеври Абсеитову - часть 2 этой же статьи.

01.06.2016


новость Новости по теме