новость Гособвинение попросило присяжных вынести обвинительный вердикт по делу УНА-УНСО

17.05.2016
Станислав Клых и Николай Карпюк. Фото: kavkaz-uzel.ru

Станислав Клых и Николай Карпюк. Фото: kavkaz-uzel.ru

В Верховном суде Чечни в ходе прений по делу украинских политзаключенных Николая Карпюка и Станислава Клыха гособвинение попросило присяжных вынести обвинительный вердикт. Об этом сообщает журналист Антон Наумлюк.

Прокурор Саламбек Юнусов заявил, что считает вину подсудимых доказанной, и просит "принять правильное решение".

Основную речь произнес прокурор Сергей Блинников. Он зачитал выписки из первоначальных показаний Карпюка, которые тот дал во время следствия и от которых отказался, заявив о пытках. Обвинение продолжает настаивать на том, что Карпюк принимал участие в боях на площади Минутка в Новогоднюю ночь 1995 года. Там якобы находилась позиция украинцев, которые воевали против федералов. На самом деле до 20 января на Минутке вообще никаких боев не было. Блинникова заявил также, что Клых вступил в УНА-УНСО по просьбе СБУ, чтобы получить работу в спецслужбе.

Прокурор также заявил, что СБУ сфальсифицировало дело 2000 года в отношении основного свидетеля обвинения Александра Малофеева. В соответствии с документом, он был осужден в Крыму за грабеж и отбывал наказание и немог в это время воевать в Чечене. "Он не отбывал наказание, это легенда, которая была придумана заранее. Так делают все спецслужбы в мире, - сказал Блинников. В конце речи прокурор Блинников также попросил присяжных принять обвинительное решение.

Адвокат Докка Ицлаев в своей речи подробно описал гибель 15 и ранение 10 солдат в Грозном. Согласно документам дела, только один из них пострадал от стрелкового оружия, но калибра 7,62. Обвинение настаивает, что у Карпюка был АК калибра 5,45. Клых пользовался СВД, но находился там, где российских военных но вообще не было. Основная часть федералов погибла в результате минометного обстрела.

"Ни одной гибели от ножевых ранений в это время не зафиксировано, как и отрезанные пальцы, насилие черенком лопаты. "Мемориал" собирал тогда подробнейшие свидетельства и не обнаружил ничего такого", - заявил Ицлаев в ответ на обвинение в пытках Карпюком и Клыхом российских военных.

По мнению адвоката, Малофеев вообще в Чечне никогда не был. "Показания Малофеева в Верховном суде Чеченской Республики в деле по обвинению Карпюка и Клиха настолько противоречили общеизвестным обстоятельствам, историческим фактам, показаниям свидетелей и потерпевших, что сразу же вызвали сомнения в том, действительно ли участвовал Малофеев в тех событиях", – сказал адвокат перед заседанием.

Адвокат Марина Дубровина проанализировала обстоятельства гибели и ранений оставшихся потерпевших. По 10 погибшим вообще нет документальных свидетельств смерти. Адвокат посчитала, что их нужно исключить из обвинения. Она подчеркнула, что ее подзащитный никогда не был в Чечне.

"Когда вы будете принимать решение, помните одну мысль: все обвинение строится на показаниях одного человека, Малофеева. Вам предстоит решить в итоге - верить ему или нет, - заявил адвокат Илья Новиков. И еще помните, защита в этом деле не испытывала ни малейшего давления со стороны руководства республики, на нас не давали. Идея обвинить Карпюка и Клыха в гибели российских военных появилась не здесь, не в Чечне. Это придумали посторонние люди, которые в 2014 году посчитали необходимым, опираясь только на показания Малофеева, осудить украинцев за то, чего они не совершали. Вашими руками эти люди хотят довести это до конца". Он попросил признать Карпюка и Клыха невиновными.

Теперь с последним словом должны выступить подсудимые.

Карпюку вменяется часть 1 статьи 209 УК (организация банды), а Клыху - часть 2 этой же статьи (участие в банде). Кроме того, обоим инкриминированы пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (умышленное убийство двух или более лиц в связи с выполнением ими служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц; санкция до смертной казни) и часть 2 статьи 15 - пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (покушение на это же преступление).

По утверждению обвинения, в декабре 1994 - январе 1995 года Карпюк, Клых и другие участники "банд" вели бои с российскими военными в Грозном на территории президентского дворца, а также на площади Минутка и железнодорожном вокзале. Карпюк, как заявляется, возглавлял "банду" под названием "Викинг", а Клых был ее членом. В ходе этих боев, по уверениям прокуратуры, они "лишили жизни не менее 30 военнослужащих и не менее 13 военнослужащим причинили ранения различной степени тяжести". Обоим подсудимым вменяется участие и во второй чеченской войне.

Слушания по существу начались 26 октября 2015 года. Уже на третьем заседании, 28 октября, Исмаилов удалил Карпюка из зала на все время судебного следствия, до начала прений сторон. 8 февраля 2016-го судья вынес такое же решение в отношении Клыха. Таким образом, процесс идет в отсутствие подсудимых.

18 января по ходатайству Дубровиной Клыха направили на психиатрическую экспертизу. Юрист отмечала, что после ареста в результате пыток и издевательств у ее подзащитного начались нервные срывы. Если бы Клыха признали психически больным, то его дело было бы выделено в отдельное производство, а его самого направили бы на принудительное лечение. При этом признательные показания политзека были бы поставлены под сомнения. Однако экспертиза, проводившееся амбулаторно в одной из грозненских больниц, признала Клыха психически здоровым.

17.05.2016


новость Новости по теме