новость Кадыровцы пытались сорвать выступление родственников Карпюка и Клыха в суде

24.03.2016
Кадыровцы в подъезде родственников Карпюка и Клыха. Фото Марии Томак

Кадыровцы в подъезде родственников Карпюка и Клыха. Фото Марии Томак

В Грозном кадыровцы попытались сорвать выступление родственников Николая Карпюка и Станислава Клыха на процессе УНА-УНСО. Об этом сообщила на своей странице в Фейсбуке сотрудница украинского Центра гражданских свобод Мария Томак, прибывшая в Грозный вместе с родственниками политзеков.

Утром в четверг в квартиру, где остановились братья Карпюка Анатолий и Валентин, а также мать и двоюродный брат Клыха - Тамара Клых и Александр Пятничук, - явились несколько человек, напоминавших, по словам Томак, коллекторов, и представились сотрудниками ФМС. При этом соответствующее удостоверение было только у одного из визитеров.

Родственников политзеков попытались обвинить в том, что они живут в России без регистрации, притом что по закону регистрация им не требуется - тем паче, добавила Томак, что у них на руках повестки на допрос в суд.

Родственники политзеков связались с украинским консулом Александром Ковтуном, который также находится в Грозном. Сразу после его прибытия визитеры удалились, и украинцы в последний момент успели попасть на заседание суда.

"Как эти коллектороподобные особы узнали, что свидетели находятся именно на этой квартире, - неизвестно, - заметила правозащитница. - Но догадаться можно".

На слушаниях, прошедших в четверг в Верховном суде Чечни, выступили все четверо родственников подсудимых. Они подтвердили, что в конце 1994 - начале 1995 года подсудимые не воевали в Чечне, как то утверждается в материалах дела.

Также в отсутствие присяжных была допрошена Томак, представившая видео с двумя десятками свидетельств о действительном местопребывании Карпюка в этот же период. Между тем судья Вахит Исмаилов, председательствующий в процессе, отказался просмотреть видео. Однако, добавила правозащитница, "без присяжных это и не имело бы смысла, потому что судья настроен абсолютно однозначно". В то же время Томак не исключила, что адвокату Карпюка Докке Ицлаеву удастся, заявив соответствующее ходатайство, добиться приобщения видео к материалам дела.

Правозащитница добавила, что прокуроры на суде заявляют откровенную ложь. В частности, они утверждали, будто Клых во время следствия не жаловался на пытки. Между тем с заявлением он выступил, как только за его защиту взялась адвокат Марина Дубровина, то есть летом 2015 года, до окончания следствия.

Как Томак сообщила "Граням", допрос остальных свидетелей защиты должен пройти в пятницу по видеосвязи. Также до окончания судебного следствия адвокаты предполагают заявить ряд ходатайств. Наконец, в суде предстоит рассмотреть результаты проверки, проведенной по заявлениям обоих обвиняемых о пытках.

Выступление родственников обвиняемых в суде предполагалось 14 марта, однако в день заседания внезапно стало известно, что слушания отложены - якобы из-за болезни Исмаилова.

Съемка Ольги Решетиловой и Ивана Любыша-Кирдея:

Первоначально сообщалось, что судье назначен месячный курс лечения. Однако несколько дней спустя стало известно, что процесс возобновится уже 24 марта. Адвокаты просили отложить слушания до 5 апреля, поясняя, что родственники подсудимых не смогут раньше этого срока приехать в Грозный повторно, однако этот аргумент был проигнорирован. В итоге родственники подсудимых решили не покидать Грозный, пока не дадут показания.

17 марта родственники подсудимых прибыли на рассмотрение апелляции, поданной на продление подсудимым ареста. На слушания доставили обоих обвиняемых. Кроме них и адвокатов в зал допустили только консула Ковтуна, Валентина Карпюка и Тамару Клых. Зал был забит некими молодыми людьми, которые представились студентами и членами общественных организаций, пояснив, что присутствовать на разбирательстве их пригласил судья.

Карпюк в своей речи заявил: "Я задержан и в неволе только из-за того, что я украинец. Всю свою сознательную жизнь я стремился что-то сделать для укрепления украинской государственности. Видимо, в Москве считают, что это очень большое преступление".

Между тем Клых в очередной раз обнаружил признаки психического расстройства. Увидев мать, он повис в клетке и начал кричать: "Я никогда не был в Чечне! Отпустите меня!" Тамаре Клых дважды за время заседания вызывали скорую помощь. Самого политзека в итоге вывели из зала.

Члену руководства УНА-УНСО Карпюку вменяется часть 1 статьи 209 УК РФ (организация банды), а киевскому преподавателю и журналисту Клыху - часть 2 этой же статьи (участие в банде). Кроме того, обоим инкриминированы пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (умышленное убийство двух или более лиц в связи с выполнением ими служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц; санкция до смертной казни) и часть 2 статьи 15 - пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (покушение на это же преступление).

По утверждению обвинения, в декабре 1994 - январе 1995 года Карпюк, Клых и другие участники "банд" вели бои с российскими военными в Грозном на территории президентского дворца, а также на площади Минутка и железнодорожном вокзале. Карпюк, как заявляется, возглавлял "банду" под названием "Викинг", а Клых был ее членом. В ходе этих боев, по уверениям прокуратуры, они "лишили жизни не менее 30 военнослужащих и не менее 13 военнослужащим причинили ранения различной степени тяжести". Обоим подсудимым вменяется участие и во второй чеченской войне.

Слушания по существу начались 26 октября 2015 года. Уже на третьем заседании, 28 октября, Исмаилов удалил Карпюка из зала на все время судебного следствия, до начала прений сторон. 8 февраля 2016-го судья вынес такое же решение в отношении Клыха. Таким образом, теперь процесс идет в отсутствие подсудимых.

Правозащитный центр "Мемориал" в проведенном анализе обвинительного заключения ясно продемонстрировал несостоятельность доводов обвинения.

Мария Томак, украинская правозащитница

Зарисовочка о судье в "чеченском деле" - Исмаилове. И об атмосферке.

Я. Я являюсь сотрудником общественной организации "Центр гражданских свобод".

Судья (с торжеством в голосе). Гражданские свободы? У вас? На Украине?

Далее. После отказа в просмотре в судебном заседании видеосвидетельств.

Я. Почему?

Судья (нервозно). Вы все такие с Украины: почему-почему... Была здесь уже одна с Украины... У вас тоже будет такое "почему"?

Это был привет от судьи Исмаилова Вере Савченко, против которой возбудили уголовное дело за якобы совершенное оскорбление именно этого судьи.

24.03.2016


новость Новости по теме