статья Подгонка с препятствиями

Елена Романова, 14.01.2016

83845
Надежда Савченко в горсуде Донецка 13.01.2016. Фото автора

Первое в 2016 году заседание по делу украинской летчицы Надежды Савченко не принесло подсудимой и ее адвокатам добрых новостей: Донецкий городской суд по-прежнему отказывается рассматривать доказательства ее непричастности к гибели двух российских журналистов. Настаивая на обвинении, Россия пытается убедить всех, что имеет право судить украинку за преступление, совершенное на территории Украины. Адвокаты Надежды Савченко и сама летчица продолжают доказывать, что она сначала попала в плен к отряду сепаратистов "Заря" под руководством нынешнего главы так называемой ЛНР Игоря Плотницкого, а потом была тайно вывезена на территорию России и брошена за решетку.

Сторона обвинения соглашается с тем, что Надежда Савченко была в плену, но утверждает, что она была отпущена ополченцами на свободу, однако, вместо того чтобы вернуться в "Айдар", зачем-то нелегально пересекла украинско-российскую границу в районе Донецка Ростовской области. Именно по этой причине процесс проходит в небольшом приграничном райцентре. Позже Надежда была задержана сотрудниками российских спецслужб, которые вскоре заявили, что она причастна к гибели журналистов ВГТРК 17 июня 2014 года вблизи поселка Металлист.

Суд над Надеждой идет с сентября, и за это время адвокаты представили массу документов, доказывающих, что в момент, когда снаряд попал в машину с журналистами, Савченко уже находилась в плену и не могла корректировать огонь. Были предоставлены и биллинг ее сотового, и видеоматериалы о ее пребывании в плену. Представитель украинской стороны рассказал о переговорах по поводу обмена Савченко на подругу одного из видных сепаратистов. Таким образом адвокаты пытались убедить суд, что "лнровцы" никак не могли отпустить пленную летчицу. Но приехавший на суд Плотницкий под присягой заявил, что лично отпустил Савченко "домой". Правда, при этом суд запретил не только снимать его выступление в суде, но даже обнародовать стенограмму.

Протестуя против решения судьи, который отверг все доводы защиты, Надежда Савченко 17 декабря объявила голодовку и держит ее уже 26 дней. По словам адвоката Ильи Новикова, за это время Савченко потеряла 15 кг веса. Накануне первого в 2016 году судебного заседания Надежда через адвокатов передала письмо, в котором поблагодарила всех за поддержку. "Рада буду снова видеть вас, разговаривать с вами на моих судах", - написала она, обращаясь к тем, кто ее поддерживает.

Однако 13 января суд неожиданно запретил журналистам снимать процесс. Представителям СМИ предложили следить за ним через видеотрансляцию, не позволив даже сделать "дежурные" фото. Журналисты заподозрили, что власти не хотят, чтобы все увидели изможденное лицо подсудимой. Поразмыслив пару часов, судья после третьего перерыва разрешил впустить прессу в зал на полминуты. Главным условием было - никакой видеосъемки и никаких разговоров с подсудимой.

Надежда была рада видеть журналистов. "Еще месяц протяну, пока этот бред закончится", - с улыбкой сказала она, угадывая возможные вопросы. Чтобы всем было удобно ее снимать, она даже встала на скамью подсудимых. Но ни задор, ни бодрые словечки не смогли скрыть ее осунувшегося лица, кругов под глазами. Увидев, что украинских журналистов в зале нет, она горько усмехнулась и подмигнула тем российским репортерам, кого уже стала узнавать в лицо.

Как и следовало ожидать, суд не стал принимать во внимание материалы украинских следователей, которые на родине Савченко возбудили уголовное дело по факту ее похищения. На основе свидетельских показаний следователи смогли установить обстоятельства похищения летчицы и причастность к ним лидера луганских сепаратистов и действующего полковника ФСБ России Сергея Почечуева. Адвокат Новиков заявил, что ожидал подобного решения, поскольку уже привык ничему не удивляться.

83847
Надежда Савченко в горсуде Донецка 13.01.2016. Фото автора

Но больше всего адвокатов возмутила экспертиза, которую провели привлеченные стороной обвинения психолог и лингвист, просмотрев видеозапись и прочитав изложение одного из первых допросов Надежды Савченко. Там она рассказывает, что является добровольцем "Айдара", профессиональным военным; но не упоминает ни о гибели журналистов, ни о корректировке огня. Она не скрывает, что в день, когда попала в плен, проводила разведку и случайно наткнулась на засаду сепаратистов. "У меня было оружие, я могла выстрелить в тех людей, которых увидела перед собой, но я прекрасно понимала, что могла убить их, а я считаю этих людей своим народом и никогда не убивала безоружных", - заявила она на том допросе. Ссылаясь именно на этот допрос, суды несколько раз продлевали аресты Савченко и отклоняли апелляции ее адвокатов, хотя те настаивали: видео было снято тайно, когда с пленницей беседовали как со свидетельницей и без адвоката. Но для суда это было неоспоримым доказательством ее опасности, и поэтому Надежда уже полтора года находится за решеткой.

Экспертизу видеозаписи допроса проводила Людмила Карпенко, сотрудник Психологического института РАО, и лингвист из Института атомной энергетики при МИФИ Юлия Ушакова. Этот труд на 80 листах Илья Новиков назвал шарлатанством. "Эксперты" отмечают, в какой момент допрашиваемая "облизала губы" или "дотронулась до носа", а потом на этом основании заключают, что она лжет. Не услышав от Савченко признаний в тяжких преступлениях, эксперты фактически домысливали за нее то, чего от них хотели следователи.

Между тем еще в начале процесса Савченко требовала, чтобы ее допрос в суде проходил с использованием полиграфа. Она хотела того же и для тех, кто свидетельствовал против нее в суде, но в обеих этих просьбах ей было отказано.

"В чем основная подлость ситуации: нам скорее всего не позволят огласить оригинальный протокол с показаниями Савченко, потому что это якобы нарушает ее права, - говорит Новиков. - Каждый раз, когда ей продлевался арест, суду предъявляли эти два протокола. Суды их принимали, арест продлевали, апелляции отклоняли. Но вот на 18-м месяце мы выясняем, что прокуратура прозрела - они против использования этих показаний. А что можно? Можно использовать эту экспертизу. Если кто-то из россиян думает, что российская система правосудия далеко ушла от Кафки, то я им советую присмотреться к этой ситуации. И примерить это на себя. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда суд вам скажет: наши эксперты установили, что вы признались в преступлении, а ваши показания мы слушать не будем, потому что этим мы нарушим ваши права".

Адвокаты надеются, что прения по делу Надежды Савченко начнутся уже на следующей неделе. Заседания суда будут проходить каждый понедельник, среду и четверг до конца января, и обе стороны ожидают, что приговор будет вынесен в начале февраля. Тем временем Савченко, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжает голодовку. Илья Новиков допускает, что администрация СИЗО, будто бы из опасения за жизнь подсудимой, может запретить ей присутствовать на слушаниях. "Это было бы не очень хорошо для нее", - сказал адвокат. А на вопрос, выдержит ли Надежда еще месяц мучений, он ответил: "Надежда может выдержать все".

Елена Романова, 14.01.2016


в блоге Блоги

новость Новости по теме