статья "Шпион" - находка для чекиста

Александр Гольдфарб, 07.04.2004
Игорь Сутягин. Коллаж Граней.Ру

Игорь Сутягин. Коллаж Граней.Ру

Для чекистов суровый приговор, вынесенный Игорю Сутягину, является приниципиальной победой. Две их предыдущие жертвы, Григорий Пасько и Александр Никитин, никогда прямо не обвинялись в работе на иностранную разведку: первый "шпионил" на японскую газету, второй – на скандинавских экологов, так что их дела - всего лишь вехи на пути к сегодняшнему рубежу. Сутягин – дело другое; 15 лет кабинетному ученому за шпионаж в пользу США по праву выводит затянувшееся оперативное мероприятие на уровень стандартов, установленных прежними поколениями обитателей Лубянки.

Сутягин – первая ласточка. На очереди "английский шпион", адвокат Михаил Трепашкин, собиравший (как утверждает ФСБ) информацию о роли российских спецслужб во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске по заданию британской секретной службы MI-5. За ними неизбежно последуют другие.

Использование "шпионских дел" в целях воспитания масс не является лубянским изобретением. "Германский шпион" Альфред Дрейфус должен был мобилизовать французскую элиту и настроить общество на патриотический лад. Потребовалось с десяток лет, чтобы французская элита мобилизовалась совсем в противоположном направлении и сделала из Дрейфуса героя-мученика. На некоторое время данная политтехнология была заброшена, пока ее столь успешно не возродил тов. Сталин во "вредительских" процессах начала 30-х годов. Затем в шпионах оказались Каменев и Зиновьев, Тухачевский и Бухарин, а спустя некоторое время даже Лаврентий Берия, который, как выяснилось, сначала шпионил на Гитлера, а затем на ту же MI-5. Еврейские деятели культуры по заданию американской разведки замышляли отторгнуть Крым от СССР. Врачи-отравители по приказу тех же американцев умертвили тов. Жданова. Последним в этом ряду стоит Анатолий Щаранский, который, опять же по указанию ЦРУ, составлял списки евреев-отказников.

А как насчет настоящих шпионов? О них мало кто знает. Кто помнит имена расстрелянных в 1986 году генерал-майора ГРУ Дмитрия Полякова или разработчика навигационной системы МиГов Адольфа Толкачева, которые, решив бороться с режимом, сами предложили свои услуги ЦРУ и нанесли огромный урон СССР? Известность первых и анонимность вторых объяснима: виртуальных "шпионов" раскручивают, чтобы запугать элиту, а о настоящих предпочитают помалкивать, чтобы не создавать дурных примеров.

На прошлой неделе произошла еще одна знаменательная шпионская история. Министерство иностранных дел Германии официально почтило память своего бывшего сотрудника Фрица Кольбе, который с 1942 по 1946 год передал американской разведке 1600 секретных документов, за что считается самым результативным шпионом Второй мировой воины. "Я сделал это потому, что хотел ускорить конец войны, чтобы облегчить участь своих несчастных сограждан и прекратить страдания узников концлагерей, - объяснил своё поведение Кольбе. – Я не знаю, удалось ли мне это, но по крайней мере это показало, что хоть кто-то в Германии пытался противостоять режиму".

Мораль этой истории проста: шпион – понятие относительное; режим, который сажает невинных людей в тюрьму, заканчивается тем, что его изменники становятся национальными героями.

Александр Гольдфарб, 07.04.2004


новость Новости по теме