статья Изображая жертвоприношение

Анна Карпюк, 24.05.2007
Валентина Матвиенко. Фото с сайта www.old.echo.msk.ru

Валентина Матвиенко. Фото с сайта www.old.echo.msk.ru

В подготовке покушения на Валентину Матвиенко подозревают исламских радикалов. Прозвучало название организации "Хизб-ут-Тахрир". Но зачем исламистам убивать губернатора Петербурга? И насколько правдивы сообщения спецслужб? Читайте мнения Андрея Солдатова, Александра Верховского, Григория Шведова, Гейдара Джемаля и Руслана Линькова.

Андрей Солдатов, главный редактор сайта "Агентура.Ru":

"Хизб-ут-Тахрир" очень не нравится российским спецслужбам. Основная проблема тут в том, что члены этой организации не совершали никаких террористических актов в России, официально подтвержденных приговорами. А те обвинения, которые выдвигаются против "Хизб-ут-Тахрир" в среднеазиатских республиках (прежде всего в Узбекистане и Казахстане), не выдерживают никакой критики в силу того, что тамошние спецслужбы имеют определенную репутацию.

При этом "Хизб-ут-Тахрир" является в России запрещенной организацией. Получается такая комедия: она запрещена, но непонятно за что. Гонения на нее пошли сразу после Беслана: тогда было решено усилить борьбу именно с "Хизб-ут-Тахрир". Решили, что это будет такое среднеазиатское движение исламистское, которое будет подрывать здесь все что можно, но так уж получилось, что конкретных эпизодов - террористических актов или других преступных деяний - у них нет.

Было несколько запросов от правозащитников, которые обеспокоены тем, что спецслужбы признали "Хизб-ут-Тахрир" террористической организацией, хотя та ничего террористического не делает. Конечно, эти запросы были отклонены, но все равно проблема осталась, а тут подвернулся удобный повод.

Я опасаюсь, что здесь имеет место попытка просто утвердить наконец-то статус "Хизб-ут-Тахрир" как террористической организации с помощью этого раскрытого или якобы раскрытого дела.

Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра СОВА:

Покушение, спланированное членами "Хизб-ут-Тахрир", – это вообще невероятно. "Хизб-ут-Тахрир" террористических действий не допускает. Не то чтобы они вообще пацифисты, но сами террор не практикуют.

Что касается каких-нибудь других гипотетических исламистов, это, конечно, возможно, но совершенно непонятно, почему они выбрали объектом покушения именно Валентину Матвиенко. Даже придумать трудно, честно говоря.

Эта версия кажется выдуманной. Посмотрим, как она будет прорабатываться. Может, будут какие-то доказательства, но пока это больше похоже на липовое дело в рамках традиции находить каких-нибудь исламских террористов - это очень удобно, легко и выгодно ФСБ.

Может быть, это сознательная дезинформация, а на самом деле покушавшиеся какого-нибудь другого происхождения. Теоретически это могут быть любые политические маргиналы, но Матвиенко – какой-то очень уж странный объект для террористического акта. Впрочем, террористы часто ведут себя довольно странно.

А может быть, никакого покушения не готовилось вовсе. Многие сразу так и предположили, потому что непонятно, кому нужно покушаться на Матвиенко. Но, с другой стороны в Питере были какие-то теракты, устроенные местными нацистами, которые выглядят совершенно абсурдными, но тем не менее они были совершены. Может, эти люди способны совершить покушение и на Матвиенко.

Григорий Шведов, главный редактор сайта "Кавказский узел":

Обвинение напоминает организованные процессы, на которых по существу главным заинтересованным лицом была сама обвиняющая сторона. Я думаю, что в последнее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда терроризм является основным инструментом, который используется для того, чтобы подчеркнуть важность силовиков.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:

Во-первых, "Хизб-ут-Тахрир" просто не знает, кто такая Матвиенко. Во-вторых, "Хизб-ут-Тахрир" не практикует насильственные действия. Задача тех, кто эту постановку выдумал, – создать определенную атмосферу к приезду новой волны узбекских гастарбайтеров в Петербург.

Я считаю, что это провокация со стороны силовиков, рассчитанная на обострение ситуации. Чем ближе выборы, тем больше всего этого будет. Это дело - всего лишь один из штрихов, который направляет совершенно огромное пространство. Запрет книги Нурси, проведенный в скандальной и антиправовой форме. Задержание Каспарова, разгром "маршей несогласных" - явная подстава президента во время саммита, - все это часть распадающегося на отдельные эпизоды, но на самом деле целостного пространства. Это дестабилизация ситуации пред выборами.

Руслан Линьков, председатель петербургского отделения организации "Демократическая Россия":

Я не знаком с канвой обвинения и не знаю деталей всего того, что происходило, но первоначальное появление информации выглядело весьма странно – не официальное заявление представителей спецслужб, а некий слив через средства массовой информации. Далее последовало подтверждение этого слива через спецслужбы, а потом - дезавуирование этого слива, когда представители ФСБ заявляли, что у них нет подтверждения тому, что опасность угрожала именно Валентине Матвиенко. Потом опять было возвращение к первоначальной версии (что была угроза жизни г-жи Матвиенко), и эта версия была отражена уже непосредственно г-ном Патрушевым.

Господа из спецслужб путаются в своих показаниях. Их показания противоречивы, и это дает основания говорить о том, что в этом якобы раскрытом преступлении или умысле на преступление есть определенные странности - очень серьезные нестыковки в том, что публично говорилось людям.

О самих обвиняемых нам ничего не известно – ни их имена, ни имена адвокатов, представляющих их интересы. Скорее всего, если таковые обвиняемые имеются и у них есть адвокаты, это адвокаты, представленные им Федеральной службой безопасности для того, чтобы провести в дальнейшем очень тихий и закрытый судебный процесс.

Нет практически никакой информации, поэтому очень сложно комментировать, насколько соответствует действительности то, что говорится ФСБ и близкими к этой организации СМИ. А говорят они весьма противоречивые вещи: то одно, то другое, то опять возвращаются к первоначальной версии.

Анна Карпюк, 24.05.2007


новость Новости по теме