статья Быть гражданином не обязан

Анна Карпюк, 28.05.2007
Владимир Буковский. Фото с сайта ogoniok.com

Владимир Буковский. Фото с сайта ogoniok.com

Владимир Буковский согласен баллотироваться в президенты России, хотя он отказался от гражданства страны и больше 30 лет живет за границей. Читайте комментарии политологов Станислава Белковского, Дмитрия Орешкина и Александра Коновалова, а также членов инициативной группы Владимира Прибыловского и Романа Доброхотова.

Владимир Прибыловский, политолог:

Я хоть двадцать раз могу у себя на кухне или даже в интервью Граням.Ру сказать, что я отказываюсь от российского гражданства, но это не значит, что я перестану быть российским гражданином. Отказ от российского гражданства – это довольно сложная процедура. Владимир Буковский – полноправный российский гражданин, это совершенно точно юридически. Однако за последнее время принят ряд новаций в законодательстве, которые, на мой взгляд, являются антиконституционными: они ограничивают права российских граждан, в том числе право Буковского на то, чтобы баллотироваться в президенты.

Мы живем в эпоху басманного правосудия, и вполне возможно, что Буковскому откажут в регистрации его кандидатуры. Но я думаю, что они все равно нашли бы какой-нибудь предлог, даже если бы он жил всю жизнь в Москве.

Абстрагируясь от того, что наше государство в очередной раз проявит свою недемократичность, Буковский может объединить либерально-демократическую часть политического спектра. В отличие от Геращенко он не может привлечь голоса левых, но я не удивлюсь, если "Яблоко" скажет, что может поддержать Буковского, - почему бы и нет?

СПС в целом его поддержать, конечно, не может, но оппозиционное крыло СПС - может и поддержать. Что до Объединенного гражданского фронта, то, насколько я знаю, у Буковского с Каспаровым были хорошие личные отношения, так что ОГФ тоже может поддержать кандидатуру Буковского. С Российским народно-демократическим союзом сложнее, поскольку у них есть собственный кандидат – Касьянов. Я, например, не считаю Касьянова демократическим кандидатом, но та часть его организации, которая придерживается демократических взглядов, тоже может поддержать Буковского.

Для либерально-демократической части политического спектра Буковский мог бы стать объединяющей фигурой.

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии:

К реальной политике выдвижение Владимира Буковского никакого отношения не имеет. Ясно, что по причинам как правового, так и политического свойства он не сможет баллотироваться и не сможет быть зарегистрирован в качестве кандидата в президенты.

При всем уважении к Буковскому и его личному мужеству, ярко проявленному в советские годы, ясно, что потенциальная электоральная база этого кандидата не превосходит 2-3 процентов, даже если бы он получил солидные медийные ресурсы.

Выдвижение Буковского – это скорее моральный жест, который совершают люди, не видящие в сегодняшней российской политической среде ни одного достойного кандидата, которому можно доверять. Для представителей советской интеллигенции диссидентских и околодиссидентских кругов 70-80-х годов прошлого века Буковский – человек культовый, именно эти люди и вошли в состав инициативной группы по его выдвижению.

Абсолютно очевидно, что ни одна из действующих партий не поддержит Буковского, это невозможно даже чисто теоретически. Я думаю, что Союз правых сил будет делать ставку на проект "меньшего зла", то есть на одного из путинских преемников, например, Дмитрия Медведева. Яблоко безусловно будет настаивать на кандидатуре Явлинского. Кандидаты от "Другой России" также известны – это Виктор Геращенко, Михаил Касьянов и Сергей Гуляев. Во всех этих проектах для Владимира Буковского места нет, но он и не ставит перед собой задачу стать президентом России.

Задача Буковского – активизировать небольшую, но активную часть позднесоветских интеллигентов околодиссидентских кругов, которая хочет таким образом еще раз высказать свое неудовольствие не только Путиным и Кремлем, но и всей российской политической элитой, которая полностью изолгалась и в которой нет уже почти ни одного человека, на которого можно было бы делать ставку.

Дмитрий Орешкин, политолог:

У Буковского нет ровно никаких шансов. Более того, исходя из рациональных соображений, его участие будет контрпродуктивным, потому что даже если за него проголосуют 200 тысяч человек, все равно эти 200 тысяч будут оторваны от голосования за какую-то более реальную оппозиционную кандидатуру.

Мне это представляется не очень удачной шуткой и не более того. Это скорее пиар-событие. Просто чудно, как можно на что-то надеяться, живя в Англии и довольно сильно оторвавшись от российской реальности.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:

Это предложение нравится мне значительно меньше, чем предложение Геращенко о выдвижении свей кандидатуры на пост президента России. Буковский не воспринимается как часть России. Есть, конечно, прецеденты: В 1999 году президентом Латвии стала канадка Вайра Вике-Фрейберга, но в России этот номер не пройдет. Буковский может об этом объявить, но здесь не осталось серьезной памяти о нем, здесь нет ощущения того, что все это время он жил проблемами России.

Он воспринимается как абсолютно чуждый элемент. У него, конечно, возникнут проблемы с регистрацией, но у него возникнут проблемы и со сбором подписей. Кто сейчас помнит Буковского? Кроме частушки "Обменяли хулигана на Луиса Корвалана", да и то это я помню, потому что мне уже столько лет, сколько есть. Спросите людей на улице – очень немногие вспомнят его диссидентскую деятельность. Буковский – это такой раритет, который нуждается в долгой раскрутке, прежде чем вообще можно будет ставить вопрос о том, кто его знает или не знает.

Буковский пойдет как представитель крайне либеральных диссидентских сил, а сейчас не лучшее время для демократов в России, но он даже не просто демократ, а совсем жесткая оппозиция.

Даже если бы он жил в России и был известен, и то шансов у него было бы немного. Например, Каспаров сегодня значительно более известен, но и у него практически нет никаких шансов стать президентом. Но все же это куда более популярная фигура – человек может организовывать марши во многих городах России. Да, приходит мало людей, но государство реагирует на них по-идиотски и явно боится их больше, чем они того заслуживают.

Попробовал бы Буковский организовать митинг в центре Москвы. Что бы у него получилось? Вообще бы никто не собрался, как на приезд Кисы Воробьянинова: придет его девушка и несколько уговоренных Остапом.

Роман Доброхотов, лидер движения "Мы":

Когда мы обсуждали вопрос о выдвижении Буковского, первым возник даже не какой-то политический вопрос, а именно юридический вопрос о том, насколько это возможно. Дело в том, что по тем данным, которыми я располагаю, Буковского сейчас не пускают в страну. Откровенно говоря, я сам плохо понимаю, каким образом можно человека не пустить, но он давно желал вернуться в Россию, ему просто не давали такой возможности.

Единственный юридический путь стать кандидатом – это подать в суд иск о том, что человека не пускают в страну, или, как вариант, просто подавать документы, а потом, когда будут пытаться их не регистрировать, уже тогда подавать в суд. Как бы то ни было, только через судебные органы можно доказать, что человек не жил в России не по своей воле, а потому что его сюда не пускали. Надо уточнить, насколько это возможно юридически.

Сейчас у власти нет проблем с тем, чтобы снять любого кандидата. Мы знаем примеры (как раз на выборах в Заксобрание Петербурга), когда подписи людей за оппозиционных кандидатов признавались недействительными, даже когда они приходили со своими паспортами в избирательную комиссию и говорили: "Я ставил свою подпись".

Но главный вопрос здесь – политический, поскольку, если Буковский станет действительно популярным кандидатом от оппозиции, то он в конце концов сможет стать своего рода моральным лидером. То есть ему самому, может быть, даже и не нужно будет баллотироваться, если возникнут серьезные юридические проблемы, но просто указать на того кандидата, которого он лично поддерживает.

Суть в том, что преимущество Буковского перед другими кандидатами – это его моральный авторитет. Других особых преимуществ у него нет.

Почему мы считаем, что сегодня Буковского можно называть одним из основных претендентов на то, чтобы стать кандидатом от объединенной оппозиции? Для меня оказалось полной неожиданностью то, что люди, в том числе молодые, которые вроде бы могли и вообще не знать, кто такой Владимир Буковский, с большим энтузиазмом поддерживают его кандидатуру. Многие в демократическом лагере довольно критично относятся к Каспарову, Касьянову и другим кандидатам, но даже эти люди к Буковскому не имеют никаких претензий и готовы его поддерживать.

Мне кажется, у Буковского есть реальные шансы если не юридически претендовать на роль единого кандидата, то по крайней мере стать моральным авторитетом, своего рода третейским судьей, который в предвыборный период будет высказывать свое мнение о том, кто мог бы стать лучшим кандидатом от оппозиции.

Анна Карпюк, 28.05.2007


новость Новости по теме