статья Горючие слезы

26.03.2018

93034
Пожар в "Зимней вишне". Фото МЧС

Трагедия в Кемерове как неизбежный результат коррупционной системы и вопиюще бесчеловечная реакция властей на гибель людей - основные темы комментариев в соцсетях.

Сталингулаг (Александр Горбунов), публицист
Невозможно привыкнуть к звериному равнодушию, которое проявляют власть и федеральные телеканалы, когда случаются трагедии. Десятки детей играют, смеются, смотрят фильм, весело проводят время, и вдруг случается ужас - они начинают умирать. Умирают мучительно, долго. Целый день доносятся обрывистые куски информации: "все нормально", "пострадавших почти нет", "пожар вроде потушен". К ночи тьма обволакивает, и начинают поступать страшные цифры, которые невозможно осмыслить. Казалось бы, это так естественно - президенту выступить с обращением к нации, губернатору - приехать к месту пожара и обнять близких, чьи родственники сейчас в невыносимых условиях, но нет. Первые реакции нормального человека - шок, паника, беспомощность - сковывают всех, кроме власти и телевидения. У них всё по плану: развлекательные передачи, фильм о том, какой хороший у нас президент, обсуждение Трампа, бубнеж бессмысленных пресс-секретарей и прочая, не имеющая никакого отношения к жизни простого человека, чепуха. Вроде бы им всегда похуй на трагедии национального масштаба, они всегда молчат до последнего, начинают говорить, только когда уже всё вокруг кричит, но к этому все равно невозможно привыкнуть. И нельзя привыкать к бесчеловечности.

https://t.me/stalin_gulag/624

Новая поступающая информация из Кемерова делает трагедию какой-то нереальной, потому что невозможно поверить, что все это не сон. Отвечающий за систему пожарной безопасности в ТЦ не имеет специального образования, и он никогда до этого не работал со сложной техникой, и вообще он повар. Эмчеэсники без специального оборудования, без батутов, надувных подушек, сеток, чтобы ловить выпрыгивающих из окон. Сотрудники кинотеатра, закрывающие детей одних в зале, чтобы безбилетники не прошли. Отсутствие проверок надзорных органов. Взятки. Взятки. Взятки. Чиновничье равнодушие, не объявленный общенациональный траур. Растерянность. Если ад есть, то он выглядит как Россия сегодня.

Сергей Медведев, профессор Высшей школы экономики
70-летняя советская кондитерская фабрика, переделанная под ТЦ, убогая планировка, лестницы-клетушки, перекрытия и изоляция из дешевого горючего материала, запертые по нашей традиции двери с потерянными ключами, неработающая пожарная сигнализация и отсутствующая пожарная инспекция, охранники, разбегающиеся при первых признаках дыма, вместо того чтобы вести людей к выходам, - все это не исключение, а российская норма, при которой счет идет не на единицы, а на десятки и сотни жизней.

Вот, например, Бангладеш. Там постоянно катастрофы - то перегруженный паром перевернется, то поезда столкнутся с сотнями жертв, и мы привычно читаем эти новости и уже не реагируем. Там люди гибнут в силу самой организации, механики государственного устройства, того, что называется bad governance, в силу социокультурных практик, обесценивающих человеческую жизнь. Давно пора понять, что Россия - та же Бангладеш, только с другим цветом кожи, отсюда обманчивая оптика. И привыкать к сводкам с сотнями жертв, потому что по мере прогрессирующего распада инфраструктуры, от мусорных полигонов до пожарной охраны, такие новости станут новой нормой.

И главное, почему этот социум запрограммирован на саморазрушение, это блокировка механизмов обратной связи, критики и адаптации. Во-первых, цензура в федеральных СМИ, замалчивающих трагедию. Во-вторых, бюрократический паралич: сейчас снимут пару начальников, возбудят десяток уголовных дел, проведут показательные внеплановые проверки. И все растворится в привычной российской энтропии, и будут стоять тысячи таких курятников с горючими перегородками, с заколоченными черными лестницами, набитые мелкой торговлей и контактными зоопарками, - до следующего пожара. И мусорные полигоны: пошумят и перенесут в другое место, убивать другой город. Потому что это общество и государство не умеют меняться, нет механизмов адаптации, цивилизационный тупик.

Добро пожаловать в Бангладеш. При всем уважении к этой великой стране с культурой, примерно в десять раз более древней, чем российская. И при всей боли за взрослых, детей и зверей, сгоревших в кемеровском аду.
Леонид Гозман, общественный деятель
Хорошо ли Вы спите, господин президент?

Это ведь не просто кошмар. Это демонстрация того, что собой представляет система. Ваша система, та самая, которая сейчас триумфально выиграла выборы.

Не рассказывайте, что пожары бывают везде. "Везде" президент страны уже был бы на месте трагедии, а не красовался бы на телеэкране в качестве героя фильма о самом себе. "Везде" телевидение прервало бы передачи. "Везде" губернатор и министр по чрезвычайным ситуациям, в подчинении которого, кстати, те самые пожарные инспектора, что проверяли "Зимнюю вишню", немедленно подали бы прошение об отставке.

Но это так, правила приличия, не всем ведомые. Важно другое. Именно тотальная коррупция, отсутствие у чиновников любого уровня какой-либо ответственности перед людьми, но зато полная зависимость от вышестоящего начальства и есть причина пожаров, Волоколамска, ледяных глыб, падающих на голову, и всего прочего. Надо отдавать себе отчет, что при этой политической системе - при Вас, господин президент, - ничего не изменится. Разве что к худшему.
Игорь Клямкин, философ
Источник угроз безопасности людей не вовне, как им внушают, и во что они верят, а внутри. Он в профессиональной и моральной деградации тех, кто за безопасность отвечает, прикрытой вертикальной лояльностью. Поэтому и телевидение может позволить себе о трагических плодах этой деградации оперативно не сообщать, будучи одним из ее звеньев, одним из этажей этой вертикали, ответственным за сокрытие источника опасности.
Аркадий Бабченко, журналист
Я лишь повторю то, что талдычу уже годами. Трагедия - это когда ты предвидел опасность, принимал все меры к ее предотвращению, но форс-мажор оказался сильнее. Как цунами в Японии или торнадо в США. А потом проводится работа по выявлению просчетов и применению мер к недопущению подобного в будущем.

А когда у тебя вчера газом от свалки травятся пятьдесят детей, до этого в интернате насилуют еще пятьдесят детей, до этого дети разбиваются в автобусе, до этого тонут на "Булгарии", до этого гибнут на остановке под джипом пьяного попа или прокурора, до этого проваливаются в незакрытый коллектор, а сегодня сгорают в кинотеатре - это уже не трагедия. Это уже закономерность. Это системный развал правил безопасного общежития на данной территории. Когда всем на все плевать. На всех уровнях. В том числе и на детские жизни. Уже совершенно невозможно представить, с какой стороны прилетит.

Бегите оттуда. Увозите свое будущее из этой страны.
Катерина Гордеева, журналист
Совершенно непонятно, сколько погибших в Кемерово. Кто они. В сети гуляют цифры, скриншоты, аудиозаписи, которым почему-то веры больше, чем официальным сводкам.

Мы привыкли жить в таком мире, что официальным словам уже никто не верит. Это понятно. Они столько раз врали, скрывали, подличали. На ровном месте. И по серьезным поводам.

И теперь уже как будто даже неважно, какая "у них там" мотивация скрывать от нас правду. Может, ее и нет. Но мы почему-то убеждены, что мотивация есть. И нам врут. И скорее верим анонимному и неподтвержденному. Страшному.

Добавляет еще и то, что во всех критических ситуациях власть как будто немеет: Тулееву кортеж свой припарковать на пепелище негде, Песков не располагает информацией, будет ли объявлен траур. Скворцова вот, слава богу, долетела и объезжает стационары. Спасибо ей.
Александр Морозов, журналист, политолог
Это будет одна из самых мрачных "историй лжи" всей этой системы. В Кемерове, как это видно по сетям, по сарафанному радио, люди уверены, что ночью по моргам развезли 170 трупов, а официальная цифра на середину следующего дня - 67. При этом пожарные и МЧС не контролируют еще основную часть здания, которая была охвачена пожаром. Федеральные каналы повели себя по-скотски, как и федеральное чиновничество. Из-за этой позиции властей теперь все обрастет конспирологией, слухами. Местные силовики будут "работать" с родителями погибших детей, чтобы те "держали язык за зубами", не выступали перед прессой. При этом в каждом школьном классе Кемерова дети будут знать - кто погиб и в какой семье потери...

Страшна гибель. И страшна ложь, само намерение всей этой среды чиновников, начальников медиа, силовиков манипулировать информацией об этой трагедии. И неизбежная в таких случаях позиция: "зачем раздувать, ведь погибшим уже не поможешь, а "у наc с вами" будут неприятности". Это прямо уже сам "отец всякой лжи и враг рода человеческого" дует в уши всей этой утратившей собственные основания жизни привластной толпе малых и больших "начальников".

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10211328048741440&id=1367268883

...Вот как будто Господь посылает этому Кремлю то, о чем, кажется, Честертон, сказал: "Если вы не слышите тихого голоса совести, то Бог заговорит с вами громким голосом страдания".

Дмитрий Гудков, политик
Мы соболезнуем год от года. То же самое было в "Хромой лошади" (в 2009 году пожар в пермском ночном клубе унес жизни 156 человек. - Ред.) - и ничего не изменилось. Только усилился цинизм.

Что показывал телевизор, пока вся страна следила за хроникой трагедии? Славил Путина. Чем даже сейчас занимаются госагентства? Цитируют Захарову с какой-то очередной местью Англии.

Люди ли вы? Я даже могу понять, когда вы воруете, - но когда вы просто не можете посочувствовать? Просто заткнуться хотя бы ради траура.

А Тулеев, родственница которого сама погибла на пожаре, не приехал туда, чтобы не мешать пожарным своим кортежем. Кортежем! Господи, как?

И в который раз сейчас нашли стрелочников: каких-то номинальных директоров. А МЧС, которое вместо пожарной безопасности занято взятками, как всегда, ни при чем. И связи никто не увидит.

"Не время говорить о причинах трагедии"? - Время. Ужас и скорбь от нее должны наконец-то стать поводом для изменений, чтобы нас в следующий раз не заперли в горящем кинотеатре. Но ведь запрут. Близким выплатят по миллиону и продолжат свою вакханалию по телевизору.
Александр Плющев
Александр Плющев, журналист
Самое потрясающее - это, как обычно, начальство. Задолго до ликвидации пожара один сообщает родственникам, что дети виноваты. Другой, которому давно, мягко говоря, на пенсию пора и у которого вроде бы даже родственница, совсем маленькая девочка, там погибла, первым делом благодарит занятого президента.

...Сейчас другая защитная линия пошла: это все либералы виноваты, они всегда бизнес от проверок защищают, вот и дозащищались. Сейчас еще найдут из условных либералов того, кто неправильно скорбит, и полный защитный комплект бойца патриотических войск готов. А дети, что дети, новых нарожают.

Наталия Геворкян. Фото: Радио Свобода
Наталия Геворкян, журналист
Я часто думаю, как это получилось, что в российской власти не оказалось ни одного Николая Ивановича Рыжкова, способного приехать на место трагедии и заплакать, как он плакал в разрушенной землетрясением Армении. И остаться не на 2 дня, а на два месяца, потому что не смог уехать. Все его грехи ему за это списались. Почему сегодняшние все как на подбор лишены эмпатии, рассчитывают пиар риски и не способны на самый естественный человеческий порыв: рвануть туда, где больно, где погибли дети, где матери и отцы не знают, как жить дальше.

У меня есть только один ответ: во власти трусы, комфортно чувствующие себя только в своих кабинетах, дачах, дворцах, бассейнах и банях. Выборы прошли, электорат им временно безразличен, они не восприимчивы к чужой боли, они не хотят, чтобы им публично выкрикивали в лицо слова боли и правды, как это делали жены и матери погибших на "Курске" или в Беслане. Это не их формат.
Федор Катасонов, педиатр
Коррупция - это новый терроризм.
Мы живем в государстве, где власть захватили роботы и психопаты. Абсолютная нравственная пустота, внутренний вакуум, в котором не может родиться искра. Как реакция власти выглядит в государстве здорового человека:
1. В Кемерово летит не министр по ЧС, а Путин. Президент говорит с людьми, посещает больницы, контролирует работу пожарных и спасателей.
2. Губернатор и глава МЧС области немедленно отправляются в отставку. В отношении них, а также всех причастных к выдаче разрешения на эксплуатацию, владельцев и управляющих ТЦ начинается расследование. После завершения всех спасательных мероприятий в отставку уходит и министр по ЧС.
3. Все федеральные каналы меняют сетку вещания, оповещая о реальном количестве жертв (а не как сейчас). На разных каналах стартуют марафоны по сбору средств для пострадавших, которые будут прибавлены к огромной компенсации от государства.
4. Организуется штаб помощи пострадавшим. В Кемерово со всей страны за счет государства вылетают лучшие кризисные психологи. В ускоренном режиме проводится опознание жертв по ДНК, для чего за счет государства привлекаются ведущие частные генетические лаборатории.
5. Выделяются залы для прощания с погибшими. Все похоронные мероприятия по высшему уровню за счет государства.
6. В стране объявляется траур. Президент публично извиняется перед жертвами и берет на себя ответственность. ТЦ будет снесен, а на его месте построят мемориальное кладбище.
7. Коррупция объявляется угрозой национальной безопасности и приравнивается к терроризму. Устанавливается нижний лимит уголовной ответственности за взятки, чтобы борьба с коррупцией не превратилась в охоту на учителей и врачей.
8. В Кемерово приглашаются лучшие урбанисты, которые за счет федерального бюджета оформляют новое культурное лицо города. ТЦ не должен быть главным местом досуга горожан.
9. Законодательно запрещаются контактные зоопарки.
10. Путин набирает новое правительство из молодых специалистов и уходит в отставку.
Посчитайте, сколько пунктов будет хотя бы примерно выполнено в нашем государстве курильщика, где государственной религией является скотство, а залогом успешной карьеры для чиновника - отсутствие эмпатии.
26.03.2018


новость Новости по теме