статья Отмороженная Снегурка

Юлия Галямина, 01.10.2004
Спектакль 'Страна любви'. Фото с сайта www.ng.ru

Спектакль 'Страна любви'. Фото с сайта www.ng.ru

О чем вы думаете когда смотрите, скажем, соревнования по легкой атлетике или спортивной гимнастике? Если вы любите спорт, то скорее всего вас интересуют результаты, особенности исполнения элементов и техника спортсменов. Я же атлетов или гимнастов могу увидеть разве что случайно – в гостях или в кафе. Я театр люблю больше чем спорт. Но сходив на предпремьерный показ новой постановки "Сатирикона", почувствовала почти то же, что и перед экраном со спортсменами: радость плоти, энергию и молодость. То есть полная телесность, а душа, а идеи – ну при чем тут они, когда энергия так и прет через край. И артисты все как на подбор - молодые, красивые, сексуальные. И двигаются прекрасно, даром что только со школьно-студийной скамьи МХТ.

Впрочем, сам режиссер спектакля (а одновременно и худрук театра и педагог этих самых выпускников) Константин Райкин считает, что его "Снегурочка" - философское произведение (что он скромно ставит в заслугу Островскому). Только вот почему-то авторское название показалось ему слишком детским, и решил он его заменить другим – "Страна любви", "потому что он про страну, где – буквально – правит любовь", сказал режиссер в интервью "Новым Известиям". А в результате получил все ту же сказку, но только уже не детскую, а подростковую. Такая идеальная тинейджерская страна, где живут одни подростки (даже царь Берендей такой, только чуть-чуть постарше), причем живут одними только подростковыми проблемами, замешенными на сексуальной неудовлетворенности, романтических грезах и жесткой конкурентной борьбе, так свойственной коллективам людей переходного возраста. В общем, все верно, все как и было обещано Райкиным: "Это история про то, как люди становятся людьми".

У Райкина люди становятся людьми в форме мюзикла: немного поговорят, потом немного споют, попрыгают, побегают и руками помашут. Снегурочка – гуттаперчевая, но асексуальная нимфетка (непонятно, почему в такое чучело все так страстно влюбляются), Мизгирь - мафиозо мелкого пошиба, Лель - вылитый Николай Басков, только чуть потоньше. Но поет не лучше, а если честно, порой дает таких петухов, что и Басков Карузо покажется. А вокруг толпа, освещенные языческим солнцем подростки, которые предаются такому языческому и органичному разврату (под песни, пляски в стиле хип-хоп, рэпп, хаус и что там еще, свист и гогот), что невольно подумаешь: а ведь и вправду говорят, что есть в нашем времени что-то от древних, дохристианских эпох. Во всяком случае в молодежной субкультуре. А тяга к этим эпохам вообще у большинства населения Земли в крови разлита: чтобы меньше было страдания и сострадания, мыслей всяких ненужных – веселись, пока светит солнце, а если что, принеси ритуальную жертву, и боги опять будут на твоей стороне.

Спасают это действо только две вещи - энергичное и жадное желание молодых артистов быть на сцене и музыка давнего соавтора Райкина - Валерия Чернышева. Композитор смешивает все, что попадает в поле его слуха, от фольклора до рэгги, в единый коктейль. Получается, например, такая массовая песенка: начинается словами "Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор" а заканчивается Don't Worry, Be Happy. Именно музыка придает всей постановке ту необходимую долю юмора, без которой сатириконовская премьера смотрелась бы ничуть не лучше, чем опереточные "Метро" и Notre Dame de Paris.

Юлия Галямина, 01.10.2004


новость Новости по теме