статья Танцы с Лукашенко

Юрий Богомолов, 21.07.2003
Александр Лукашенко. Фото "Коммерсанта"

Александр Лукашенко. Фото "Коммерсанта"

Просунувшийся в российский эфир Александр Лукашенко в минувшую субботу высказался по всем аспектам взаимоотношений братских народов. И по всем, начиная от экспансии пива "Балтика" и кончая закрытием корпункта НТВ в Минске, был эмоционально убедителен. Дело даже не в конкретных обстоятельствах, фактах и резонах, что были им представлены. Здесь как раз все было шито белыми нитками, все его утверждения основывались на двусмысленностях. Мы, мол, не против общей валюты, но... И далее: невразумительные "но". Мы не против вашего бизнеса - и через запятую еще несколько "но". И так по каждому пункту.

Дело в самом Лукашенко, точнее в его образе – обаятельного надежного и открытого в своих благородных намерениях мужчины. Было видно, что он всем своим большим и щедрым сердцем к России расположен, а она, словно околдованная какими-то нехорошими силами, не понимает своего счастья. Беларусь – простая, нежная девушка (так он однажды выразился об отдавшейся ему во власть стране) – поняла, а Русь – все еще спящая в гробу царевна.

Над ее расколдованием и трудится царевич Лукашенко. Для этого ему приходится иметь дело с официальными лицами России. Что-то напоминают его взаимоотношения с ними... Он то сближается с ними, то отдаляется. Потом снова льнет и кружится в вихре признаний, уверений, обольщений.

Вальсирование с белорусским президентом – это распространенная забава на Руси. То наш президент сделает с ним несколько па на раз-два-три, то крупные предприниматели пустятся с ним в вальс-бостон, а то и руководство федеральных каналов. Фигуры известные. Сначала партнеры делают по резкому шагу в одну сторону (скажем, в сторону белорусского президента), затем разворачиваются и кругами – в сторону России. Смысл развлечения - кто кого закружит.

Как раз в минувшую субботу Лукашенко на глазах миллионов российских граждан "танцевал" заместителя гендиректора НТВ Александра Герасимова.

Понятно, что вальсировал российский кавалер не в охотку, а в силу служебной надобности. Поскольку Лукашенко обиделся на энтэвэшных журналистов и прикрыл их корпункт в Минске, то каналу пришлось расплачиваться здоровым куском эфира в программе "Личный вклад". Произошло это для телекомпании не без потери репутации. И не без потери лица для самого ведущего программы.

Лицо у Александра Герасимова обыкновенно строгое, интонации жесткие, ироничные. А тут, в разговоре с Александром Григорьевичем, лик ведущего непривычно прояснился, в глазах появилась теплота. Высокое должностное положение собеседника и его личное обаяние, видимо, делали свое дело. Ну и понятно, что ледяной номенклатурный журналист несколько подтаял в лучах славянского Ярилы.

В последних пассажах двух Александров была заключена вся подоплека личного вклада Лукашенко в программу Герасимова и телекомпании НТВ. Гость поблагодарил за предоставленную ему возможность напрямую обратиться к "родным" россиянам, а хозяин эфира выразил надежду, что конфликт улажен и для корпункта телекомпании в Минске более нет проблем.

Проблем некоторое время у энтэвэшных журналистов, вероятно, не будет. Но создан прецедент в отношениях Лукашенко с российской прессой. То есть опробована схема давления на нее. Он, избранник своего народа, волею его принимает административные меры против ехидничающих СМИ, а те могут выбирать вид расплаты: либо публичные извинения и обещания вести себя лояльно, либо предоставление площади или эфира для выступления сиятельного президента.

НТВ выбрало второй вариант. Надо знать природу государственного, а также художественного дарования Александра Григорьевича, чтобы понять, насколько такой исход конфликта для него предпочтителен.

Он такой человек, что может обойтись без российского рубля, без российского газа, но не без российского эфира. Можно представить, как Лукашенко в последнее время истосковался по нему. Конечно, там, у себя, недостатка в этом добре он не испытывает. И там у него образ исключительно героический, образ заботливого отца нации и одновременно любящего ее мужа. Там он былинный герой, то есть фольклорный персонаж. За пределами своей страны он тоже фольклорный персонаж. Но уже герой анекдотического эпоса. В России он – человек-анекдот, если, правда, не принимать во внимание читателей газеты "Завтра" и зрителей Андрея Караулова. Это-то и обидно Лукашенко. Это-то для него и проблема, которую он как может решает.

Иногда к нему приходит помощь со стороны. И не только из России от Проханова. По белорусскому ТВ был показан документальный фильм "Земля под белыми крыльями". Снята картина сербской актрисой Иваной Жигон. Птица с белоснежными крыльями – это, понятное дело, сам Александр Григорьевич. Лента очень искренняя. Снять ее мог человек, по-настоящему очарованный батькой и влюбленный в него.

Артистка Ивана Жигон попыталась повторить творческий подвиг другой артистки – Лени Рифеншталь. И если у нее не получился новый "Триумф воли", то это уже проблема ее личной талантливости.

Тут сразу напрашивается вопрос: отчего именно женщины так падки, так податливы на демагогию диктаторов? Фрейд мог бы ответить на него исчерпывающе. Но мы удовлетворимся фактической стороной дела: падки и все тут. Из фильма Иваны Жигон следует, что ею удовлетворяется и ее герой. Он говорит: "В семьях бывают случаи, когда муж против меня как президента, а жена всей душой за. Но мир воцаряется только тогда, когда мужчина соглашается с женщиной".
В этом, собственно, и технология его популизма: беспрерывно и безмерно льстить публике (публика не только дура, но и женщина со всеми привходящими сюда обстоятельствами и вытекающими отсюда последствиями) и обличать врагов и недругов. Льстить можно вообще ограничиваясь поэтическими метафорами и медоточивыми эпитетами (Белорусия – нежная синеокая девушка), а зло надо по возможности конкретизировать – олигархи, коррупционеры, инородцы, продажные журналисты и т.д. Он знает все про них в своей стране и ведает про них же в соседней России.

В субботнем эфире НТВ он "работал" опять же более всего не на политиков, а на женскую аудиторию. На нее у него снова вся надежда. Оттого был так задушевен. Выглядел женатым мужчиной, который готов предложить себя соседке в качестве любовника. Объяснение в любви к России было по-настоящему пламенным, многословным, образным. Тут он, как опытный обольститель, не боится пересахарить.

Нынешняя политическая ситуация в России дает ему некоторые шансы. Роман Путина со страной переживает определенное охлаждение. Еще недавно у Лукашенко не было никакой надежды на политический успех в нашей стране. При Ельцине она была. Тогда фольклорный Лука работал на контрасте: я молодой, трезвый, хорош собой, а ваш старый хрен уже в маразме и лыка не вяжет. Но едва взошел рейтинг Путина, так померк и образ Лукашенко. И в какой-то момент показалось, что безвозвратно.

Оказалось, что показалось. Судя по последнему представлению, он еще ого-го и не против снова сыграть заметную роль на российской политической сцене. Ему с его "белыми крыльями" в Белоруссии тесно, душно, наконец, скучно. Он по амбициям премьер императорского театра, а приходится играть на провинциальной сцене. Проблема, стало быть, в доступе на российские федеральные телеканалы. Для этого он готов вальсировать с кем угодно – с Путиным ли, с Шустером, с Сорокиной или с Оксаной Пушкиной.

Во всех случаях будет одно и то же – лесть по адресу телеведущих, горячие признания в любви к братской России и суровая личная неприязнь ко всяким кровососам вроде Абрамовича и прочим олигархам. Будут наверняка и оговорки по Фрейду. Две из них уже сделаны. Одна – давняя. Это та, где он выразил удовлетворение порядком, который в свое время навел в Германии Гитлер. Другая – свежая. Та, что проговорена Лукашенко в фильме Иваны Жигон. На вопрос, кто есть белорус, он ответил: "Это русский со знаком качества". Видимо, потому что белый, белая кость, блондинистый и т.д.

До сих пор фирменным знаком качества человеческого материала был термин "ариец". Теперь таковым с легкой руки Александра Григорьевича можно считать слово "белорус".

Конечно же, это комедия. И понятно, что президент пошутил. Но он-то сам имеет в виду, что и в этой шутке есть доля истины. Истины, впрочем, касающейся и самого мужчины с белыми крыльями, костями и помыслами.

Юрий Богомолов, 21.07.2003